23.03.2005  Metro меняет формат

   В семействе российских гипермаркетов ожидается пополнение. В среду в Санкт-Петербурге заложен первый камень в фундамент гипермаркета Real международной торговой группы Metro Group. Два аналогичных магазина планируется открыть в Москве летом этого года. Компания Metro AG, которая до сих пор работала в России в формате cash&carry, намерена составить конкуренцию сетям «Мосмарт» и Auchan.
   Розничная торговля один из самых растущих сегментов российской экономики. По оценкам комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты РФ, ежегодные темпы роста розничной торговли в России составляют в среднем около 8-10%. По итогам прошлого года Россия заняла первое место в ежегодном индексе розничной торговли международной консалтинговой компании A.T.Kearney среди 30 стран с развивающейся экономикой. Эксперты оценивали такие факторы, как экономическая и политическая стабильность, темпы роста ВВП и насыщенность торговыми площадями.
   При этом сегодня торговые сети могут удовлетворить лишь 70-75% платежеспособного спроса, а действующие торговые предприятия именно в силу этого получают высокую норму прибыли (от 25-30% до 50-100%), что привлекает в этот сектор все новых участников.
   Самой привлекательной нишей на российском рынке западные ритейлеры считают гипермаркеты.
   На сегодняшний день сеть Real представлена 306 гипермаркетами, из которых 272 находятся в Германии и 34 - в Польше и Турции. Оборот сети по итогам 2004 года составил 8,2 млрд. евро (около 6,5% от всего оборота Metro Group). Вполне вероятно, что весы склонились в пользу России после того, как у Real появились сложности на немецком рынке.
   В Москве строительство двух гипермаркетов этой сети завершится летом этого года. Их возводит девелоперская компания Шалвы Чигиринского «СТ-Груп» в Братеево и Сигнальном проезде.
   Real будет якорным магазином торговых центров «СТ-Груп» (в Москве) и французской компании Vinci (в Петербурге). Площадь торгового центра в Братеево составит 34,1 тысячи кв. м, а Real займет только 16,8 тысячи кв. м. В Сигнальном проезде площадь торгового центра составит 24 тысячи кв. м, из которых 10 тысяч займет гипермаркет. В Германии средняя торговая площадь стандартного Real составляет 7 тысяч кв. м.
   Схема выхода Metro Group на российский рынок крупноформатной розницы напоминает политику французской сети Auchan, которая в некоторых европейских странах работает в формате супермаркетов, а в России строит исключительно гипермаркеты. По мнению экспертов, Real имеет все шансы потеснить традиционных участников рынка.
   Согласно исследованию компании Astera, в настоящее время наибольшую долю на розничном рынке Москвы занимают супермаркеты (53%), на втором месте - дискаунтеры (27%), третья позиция у гипермаркетов (10%). Формат cash&carry обосновался на четвертом месте (8%), на долю магазинов «шаговой доступности» приходится 2%.