22.03.2005 Стартующим бизнесам поможет "почкование" Региональная экономика малого и среднего предпринимательства испытывает сегодня настоящий бум. По данным консалтинговой группы "Магазин готового бизнеса", число заявок на поиск и покупку бизнеса, например, в Архангельской области, по сравнению с прошлым годом увеличилось вдвое. Как считают эксперты, именно в прошлом году появилось немало людей, скопивших свободные деньги для того, чтобы начать частный бизнес. Сегодня сформировалось несколько групп потенциальных приобретателей действующих бизнесов. Если за рубежом новый бизнес начинают, как правило, выпускники институтов (на деньги родителей или на кредиты банка) и предприниматели, диверсифицирующие свою деятельность, то в России картина совсем другая. Одной из самых многочисленных групп новичков бизнеса сегодня являются женщины. Большим спросом пользуются бутики модной одежды, салоны красоты, клубы - спрос растет в сферах деятельности, где успех дела во многом зависит от качеств самого предпринимателя, там, где лучшие женские качества - тонкий вкус, природное чутье на модные тенденции, коммуникабельность - способствуют достижению хорошего результата в бизнесе. Ориентироваться на данную группу инвесторов можно при продаже небольших бизнесов из сферы услуг, торговли, индустрии красоты, общественного питания. При покупке готового бизнеса для большинства бизнес-леди важно, чтобы управление компанией не требовало больших усилий со стороны владельца, а все текущие вопросы можно было решать без привлечения посторонней помощи (возможность сохранить статус самостоятельной и успешной хозяйки предприятия). Еще одну не менее многочисленную категорию покупателей бизнеса сегодня образуют люди, имеющие опыт ведения собственного дела, но понимающие, что их время в этой области уже прошло. Такие предприниматели переходят в новый бизнес под давлением обстоятельств в тех сферах, где еще недавно у них было успешное дело, известность и высокие доходы. Время от времени в различных отраслях происходит вытеснение мелких игроков более сильными, недружественные поглощения слабых фирм разросшимися холдингами. Так, пару лет назад прошла волна полиграфистов, потерявших или добровольно оставивших свой прежний бизнес и стремящихся приобрести что-то новое, прибыльное, с меньшим фоном конкуренции. С такими же намерениями на рынок готового бизнеса в свое время пришли торговцы сотовой связью, потом те, кто торговал бытовой техникой, сахаром, мясом. Это сильные предприниматели, но в новом бизнесе, который такие люди стремятся приобрести, они, как правило, новички. Именно поэтому данная группа приобретателей может быть заинтересована в предложениях о продаже небольших производственных компаний (мебельное или кондитерское производство, колбасный цех, мукомольный комбинат, молочный мини-завод), где весь производственный процесс контролирует профессиональный технолог, а административное управление компанией лежит на наемных менеджерах. Вопрос цены у таких покупателей стоит не на первом месте, во главу угла эта категория предпринимателей ставит заявленные финансовые показатели и другие данные из инвестиционного меморандума. Следующую группу активных приобретателей действующих компаний составляют переселенцы. В России те, кто заработал денег, тянутся жить в мегаполисы. В большом городе можно быстрее приумножить средства. Привыкшие зарабатывать на жизнь своим трудом, такие предприниматели вынуждены на новом месте стартовать или покупать новый бизнес, чаще всего из другой сферы, отличной от той, которая была у них на родине. Эта группа приобретателей также может быть ориентирована на покупку небольших производственных предприятий, автосервисов, компаний сферы услуг, фирм, работающих в туриндустрии. Цена для таких покупателей имеет значение, но они, как правило, плохо ориентируются в градации цен на подобные бизнесы в другом регионе и после заключения сделки купли-продажи предприятия еще долгое время обращаются за помощью в решении текущих вопросов к продавцу бизнеса. Не менее многочисленную группу покупателей готовых бизнесов составляют бывшие владельцы всевозможных магазинов. Разрозненных частников поглотили сетевые супермаркеты, которые в последнее время активно двинулись покорять регионы. Теперь это дело времени, когда владельцы розничных торговых точек в регионах почувствуют, что пришло время сменить направление бизнеса. Если учесть, что подобные тенденции вхождения на местные рынки крупных столичных игроков идут в самых различных отраслях, то понятно, почему бизнесмены- пессимисты, которых правильнее называть реалистами, уже сегодня начали поиск новых направлений деятельности, где менее всего можно ожидать прихода столичных гигантов. Как правило, осторожные предприниматели меняют направление бизнеса с дальним прицелом, а именно переходят в отрасли, где в центре не сложились крупные игроки, обладающие преимуществами масштаба производства, а поэтому меньше шансов, что начнется тотальная экспансия. Такие покупатели ориентированы на поиск небольших производственных объектов, транспортных и логистических компаний, узкоспециализированных магазинов. Эти предприниматели хорошо знают, каким трудом зарабатываются деньги, и поэтому при заключении сделки о купле-продаже действующего бизнеса они торгуются о цене до последнего, зато продавец может быть на 100% уверен, что отдает свой бизнес в заботливые руки. Если на Западе родители дают денег на новый бизнес своим чадам только после получения хорошего образования, то в России потомки богатых семей зачастую получают наследство в самый неожиданный момент. Тогда идет срочный подбор бизнеса для недорослей - не зарекомендовавших себя на практике представителей младшего династического поколения. Особенно нелегкая ситуация возникает, когда детям не нравится бизнес родителей или они предпочитают заниматься чем-то другим. В подобных случаях родители срочно подыскивают какой-то новый бизнес, отвечающий склонностям уже взрослого наследника. Чаще всего такие приобретатели стремятся купить какой-нибудь престижный, имиджевый бизнес - центр красоты, бар-ресторан, клуб и т. д. Вопрос цены в таких случаях рассматривается в последнюю очередь. В качестве одного из способов снижения рисков на старте, интересующих сегодня большинство предпринимателей из всех перечисленных категорий, используется пришедший с Запада метод "легкого старта", или, как его еще переводят, "льготного предпринимательства". Здесь подразумевается франчайзинг как способ вхождения в бизнес. За быстроту распространения бизнеса, доказавшего свою эффективность, некоторые эксперты в шутку называют его "почкованием", поскольку каждая торговая точка, открытая по этой схеме, похожа на предыдущую не только дизайном, но и генерируемым финансовым потоком. Весной заметно оживляется торговля так называемыми "женскими" бизнесами - салонами красоты, бутиками бижутерии, магазинами готовой одежды и обуви и т. д. И франчайзинговые предложение в этом плане не являются исключением. Особым спросом среди новичков в предпринимательской деятельности всегда пользовались недорогие франшизные предложения известных фирм, работающих в перечисленных областях. Так, за последние две недели было продано в регионы три франшизы "Iness M. PARIS" - розничная торговля элитной бижутерией, часами и аксессуарами (стоимость франшизы без учета затрат на помещение - 17 тысяч долларов), в стадии подписания договора о приобретении франшизы находится две заявки на салоны красоты "Инфанта" (30 тысяч долларов). Всплеск интереса к этим франчайзинговым предложениям объясняется довольно просто: конец февраля - начало марта характеризуется повышенным спросом на товары подобного профиля и услуги beauty-индустрии. А значит, покупателям таких франшиз предоставляется уникальная возможность успешного старта - получить максимальную прибыль в первый месяц после открытия нового магазина. |