22.03.2005  Санкт-Петербург: private label в обороте торговых сетей ужесточает правила игры на рынке потребительских товаров

   Прошедший год был отмечен изменением условий работы петербургских торговых сетей. До недавнего времени крупные игроки ритейла динамично осваивали полупустой рынок. Обороты петербургских розничных сетей ежегодно увеличивались на 50-100%.
   По мере устранения слабых конкурентов и появления игроков из других регионов соперничество между сетями обострилось, им приходится искать новые способы укрепления своих позиций. Реакцией на изменение рыночной конъюнктуры стало продвижение розничными сетями собственных торговых марок. Если еще два-три года назад частные торговые марки (ЧТМ, или private label) считались экзотикой, то в настоящий момент в Петербурге уже трудно найти сеть, которая бы не разработала программу по их развитию.
   Пока городские ритейлеры получают лишь первый опыт внедрения private label, однако можно прогнозировать, что изменения, происходящие в сетевой рознице, радикально повлияют на бизнес остальных участников рынка потребительских товаров. В первую очередь, перемены коснутся производителей продуктов питания, но постепенно затронут и тех игроков, которые выпускают непродовольственные товары широкого спроса. Главное изменение заключается в следующем: производственным компаниям теперь придется напрямую конкурировать не только друг с другом, но и с торговыми сетями - ведь они становятся такими же полноценными держателями марок, как и предприятия.
   Промышленные компании по-разному реагируют на изменение конкурентной среды. Большинство из них считают, что бить тревогу и пересматривать политику ведения бизнеса рано. Есть группа игроков, которые признают, что игнорировать происходящие перемены нельзя. Наконец, некоторые производители уже пытаются приспособиться к новой рыночной действительности.
   Россия совсем недавно присоединилась к мировой тенденции выработки ЧТМ. Хотя товары под марками сетей стали появляться еще в 1990-х годах, активная разработка программ по внедрению ЧТМ началась в российском ритейле около года назад. В товарообороте петербургских сетей доля private label пока относительно невелика, но это направление бизнеса быстро развивается. Так, руководство "Ленты" до конца этого года намерено увеличить долю частных марок в своем обороте с сегодняшних 2 до 15%. "Пятерочка" планирует к 2008 году довести долю ЧТМ до 50% оборота, а отдельные товарные группы, представленные в ее магазинах, будут полностью сформированы собственными марками сети. Программы по внедрению ЧТМ сейчас реализуют также " Копейка", " Дикси" и " Находка".
   Среди основных стимулов к продвижению розничными сетями собственных марок можно выделить несколько. Наиболее очевидным является обострение конкуренции между ритейлерами. Учитывая, что ассортимент ведущих сетей совпадает почти на 90%, главным способом получения конкурентного преимущества становятся более низкие, чем у соперников, цены. Развитие ЧТМ позволяет если не избежать войны, то, по крайней мере, отсрочить ее, а впоследствии - сделать менее острой. "Внедряя собственную марку, мы дифференцируем свой ассортимент и благодаря этому уходим от ценовой конкуренции с другими участниками рынка", - отметил коммерческий директор сети магазинов «Лента» Александр Максимов.
   Еще одним плюсом ЧТМ является сравнительно низкая закупочная цена товара, ведь в нее не включаются расходы на продвижение продукции и наценка производителя за бренд.
   Данная ситуация будет способствовать более четкому распределению ролей между участниками продовольственного рынка. В частности, единственным выходом для мелких и средних производителей станет отказ от выпуска типового продукта и переориентация на нишевые товары - ограниченные по объему и эксклюзивные по содержанию. Копировать стратегии крупных игроков в условиях жесткой конкуренции вряд ли целесообразно. В свою очередь, крупным компаниям, работающим с массовым продуктом, предстоит преодолеть психологический барьер, связанный с необходимостью отказаться от ряда своих брендов - тех, что не имеют надежной рыночной перспективы.