15.03.2005  Изменения в законе "О защите прав потребителей" существенны, но не охватывают всех проблем праоприменительной практики

   В Госдуме РФ состоялась пресс-конференция, посвященная Всемирному дню защиты прав потребителей. В пресс–конференции приняли участие депутат Госдумы, председатель Союза потребителей РФ (СПРФ) Петр Шелищ, сопредседатель СПРФ Евгений Мясин и председатель Московского общества защиты прав потребителей Надежда Головкова.
   П.Шелищ рассказал об изменениях в ФЗ "О защите прав потребителей", которые вступили в действие 1 января 2005 года. По мнению П.Шелища, самым существенным изменением можно назвать введение законодательной защиты прав потребителей, которые покупают товары дистанционным способом. По его словам, в соответствии с международной практикой, в законе введен "период так называемого охлаждения" для тех, кто приобрел что-либо дистанционным способом, т.е. вне непосредственного контакта с продавцом и товаром. "Период охлаждения равен 7 дням, в течение этого периода можно отказаться от товара без объяснения причин", - пояснил П.Щелищ. Он также пояснил, что в случае, если покупателю не будет предоставлена в письменном виде полная информация о товаре, а также информация о правах покупателя при дистанционном способе покупки, то срок возврата товара увеличивается до 30 дней. По мнению депутата, изменения в законе, касающиеся правил дистанционной торговли, будут полезны не только покупателям, но и предпринимателям, которые занимаются бизнесом в этом сегменте рынка. "Сейчас этот бизнес очень распространен и выгоден, но для того, чтобы он стал цивилизованным, необходимо было внести изменения в законодательство", - сказал он.
   По словам П.Шелища, в закон также внесены поправки, согласно которым ответственность за качество предлагаемого товара возлагается не только на производителя или продавца, но и на импортера товара или на уполномоченную организацию по импортным товарам. Законом также теперь устанавливается порядок предоставления информации о товарах и услугах. Например, цена товара на ценнике должна быть указана в рублях, также должна присутствовать информация о наличии лицензии или свидетельства об аккредитации услуги; на продуктах питания должна присутствовать точная информация о наличии генно-модифицированных компонентов. В статье, касающейся возврата товара надлежащего качества, установлены сроки (3 дня) возврата стоимости товара в том случае, если этот товар не подлежит обмену (снят с производства или нет нужного размера, цвета, фасона), сообщил депутат. Важным нововведением П.Шелищ назвал увеличение размеров штрафа за отказ от добровольного удовлетворения справедливого требования потребителя в досудебном порядке. По его словам, теперь в законе закреплена формулировка, по которой судья обязан назначать штрафы в таких случаях. П.Шелищ также сообщил, что СПРФ согласовал с Роспатентнадзором решение о совместных действиях в разработке мер по защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
   Председатель Московского общества защиты прав потребителей Надежда Головкова в своем выступлении напомнила историю возникновения общественного движения защиты прав потребителей. "Организация существует почти 18 лет, но за последнее время темы, по которым мы работали раньше, значительно изменились", - заметила она. По словам Н.Головковой, если раньше большинство жалоб от покупателей относилось к качеству товаров, то сейчас вопрос только в ценах на товары и их соответствии качеству, сказала она. По мнению Н.Головковой, на товаре должна быть достоверная информация, так как люди должны знать правду о том, что они покупают. Она также назвала товары, по которым поступают обращения граждан в общества защиты прав потребителей и которые раньше не имели прецедентов. Например, По словам Н.Головковой, так как это недешевые товары, возникает проблема, которая потребует дальнейшего совершенствования закона. "У нас 4 или 5 обращений, касающихся автомобиля высокого класса Ниссан Инфинити FX–35 стоимостью от 30 до 40 тысяч долларов, в которых обнаружены недостатки, препятствующие эксплуатации", - заметила Н.Головкова. По её словам, проблема в том, что магазины, в котором продавались эти автомобили, исчезли, либо переоформлены на новое юридическое лицо, а от изготовителя - фирмы, выпускающая автомобиль Ниссан, был получен официальный ответ, что они автомобиль такой модели не выпускают. "Таким образом, за автомобиль никто не отвечает, поэтому у нас и у покупателей остался единственный шанс – найти импортера этого автомобиля", - сказала Н.Головкова.
   Сопредседатель СПРФ Евгений Мясин, отвечая на вопрос ИА "Альянс Медиа" о том, как отнеслись представители предпринимательского сообщества к введению штрафов за отказ от добровольного удовлетворения справедливого требования потребителя в досудебном порядке и другим нововведениям в ФЗ "О защите прав потребителей" ответил, что введение поправок было согласовано с предпринимательским сообществом. Он также сообщил о том, что в законе теперь зафиксирован штаф - 50% от суммы иска. Эта сумма складывается из стоимости товара, пенни, морального ущерба, который может быть нанесен, заметил он. Новая норма сможет заставить продавцов и производителей товаров активнее работать непосредственно с потребителем в досудебном порядке, стараться разрешать конфликты. "На некоторые конфликты продавцы идут сознательно, рассчитывая на то, что потребитель не выдержит долгой дистанции судебного процесса, которые тянутся иногда годами", - сказал Е. Мясин.
   Е.Мясин также рассказал о результатах проверки по наличию на импортных товарах информации на русском языке, которую в 2004 году проводили отделения СПРФ в регионах РФ совместно с Госторгинспекцией. По его словам, объектами проверки были выбраны две группы импортных товаров: электронная и бытовая техника и парфюмерно-косметическая продукция. Всего по РФ было проверено 3458 предприятий торговли, в общей сложности просмотрено 184 тысячи образцов товаров. Проверка установила, что несоблюдение требований о предоставлении полной и достоверной информации об импортных товарах на русском языке является систематическим и повсеместным нарушением потребительских прав. Всего из-за данных видов нарушений было снято с реализации 47,5% от числа проверенных образцов на общую сумму 19 млн рублей. На виновных в массовых нарушениях было наложено административных штрафов на сумму 4,4 млн рублей. Это свидетельствует о том, что законодательство о защите прав потребителей во многих случаях не выполняется, заметил Е.Мясин, поэтому СПРФ в 2005 году планирует провести ряд проверок по исполнению других статей ФЗ "О защите прав потребителей".