10.03.2005 Э.Багирян: на рынке мороженого нужно навести порядок Производство мороженого является одним из наиболее рентабельных производств. Сегодня в России мороженое производят 300 предприятий, и если сравнить с началом 90-х годов, когда таких предприятий было всего 100, то можно считать, что отрасль прекрасно развивается. Но, по мнению генерального директора Ассоциации российских производителей мороженого и замороженных продуктов Эдуарда Багиряна, резкое увеличение масштабов производства и количества производителей не лучшим образом сказалось на качестве продукции. В интервью ИА "Альянс Медиа" он рассказал о состоянии рынка мороженого на сегодняшний день и о планах ассоциации на 2005 год. По словам Э. Багиряна, Ассоциация российских производителей мороженого была организована в 1999 году для защиты отечественного рынка. В 2002 году она была переименована в Ассоциацию российских производителей мороженого и замороженных продуктов, и сейчас членами ассоциации являются 29 производителей мороженого и 5 компаний, производящих замороженные продукты. Наиболее успешно развивающимися предприятиями отрасли Э.Багирян назвал компании "Русский холод" (производит мороженое на фабрике "Алтай-Холод" в Барнауле), АО "Инмарка" (Омск), "РАМЗАЙ-СЕРВИС-ХОЛОД" (Москва), "Талосто" (Санкт-Петербург). Э.Багиряна отметил, что безусловным лидером в производстве мороженого является Москва. "Это наиболее платежеспособный город, здесь есть, где развернуться, - заметил он. – Но лидерский потенциал есть и у Белгорода, Липецка, Санкт-Петербурга". По словам Э.Багиряна, в 90-е годы у производителей мороженого была одна задача - сохранить отрасль для России. При высокой рентабельности(40-50%) , больших объемах потребления мороженого (примерно 3-4 кг на человека в год), в середине 90-х годов произошел спад (отечественного) производства из-за экспансии иностранного мороженого на нашем рынке. Произошло это по объективным причинам: импортная продукция была разнообразней, необычных форм и вкусовых качеств. Но, тем не менее, считает генеральный директор ассоциации, имидж высокорентабельной отрасли позволил ей развиваться, и многие российские предприниматели начали вкладывать средства в производство мороженого. "Фабрики начали появляться повсюду, мороженое стали выпускать не только в городах, но и в станицах, на хуторах, рядом с источниками сырья, там, где можно оборудование установить", - заметил он. Либерализация технических условий производства позволила предприятиям выпускать продукцию не по ГОСТу, а по ТУ (техническим условиям). ГОСТ - это очень жесткая конструкция, которая, с одной стороны, сдерживает развитие разных форм и многообразия мороженого, но, с другой стороны, очень жестко держит его качество, считает Э.Багирян. В большинстве случаев продукция начала выпускаться в соответствие с ТУ, которые можно было зарегистрировать в местных органах сертификации. "Получилось очень сильное засорение рынка низкокачественным мороженым. Производители некачественной продукции начали ценовую конкуренцию, выводя на рынок демпинговую продукцию", - отмечает Э.Багирян. По его мнению, сложившаяся в 90-е годы ситуация сохранилась до сих пор, и для того, чтобы её изменить, необходимо консолидировать добросовестных участников рынка, "навести порядок, довести количество производителей до управляемого уровня". Э.Багирян пояснил, что эту работу члены ассоциации будут проводить совместно с обществами защиты прав потребителей и с органами государственного управления качеством. По его мнению, улучшению качества продукции будет способствовать и новый технический регламент на молочную продукцию. В то же время, по его словам, в Законе о техническом регулировании вопросы качества либерализированы, "все отдано на откуп производителю, с одновременным ослаблением органов контроля". Закон, считает он, должен опираться на мощную систему ответственности производителя, тем более, что низкокачественная продукция, поступающая на рынок, сильно ударила по имиджу мороженого вообще. "Ассоциация создает общественную комиссию, которая будет изымать образцы продукции, поступающие в торговые точки, - заметил Э. Багирян. - Объективные данные о составе мороженого, полученные в результате анализа в сертифицированной независимой лаборатории, будут доведены до сведения производителя в том случае, если они не будут соответствовать характеристикам, заявленным на упаковке". По словам Э.Багаряна, производителям некачественной продукции будет дан определенный срок, например, два месяца для исправления ситуации, и если они не исправятся, то комиссия вынуждена будет сообщить об этом в госорганы контроля. Он также сообщил, что компании - члены ассоциации для улучшения качества своей продукции используют в производстве и в менеджменте международные стандарты управления качеством. Кроме того, по словам Э.Багиряна, ассоциация разрабатывает новую систему сертификации качества мороженого высшей категории. "Потребитель, покупая мороженое за очень высокую цену, будет твердо уверен, что цена соответствует качеству, что там только натуральные продукты, что там нет ничего вредного, что это очень вкусно", - сказал он. Э.Багирян также сообщил, что 90% обращаемых в отрасли средств принадлежит отечественный капиталу. Розничный товарооборот мороженого составляет порядка 1 млрд 200 млн долларов, все эти средства работают на российскую экономику. |