28.02.2005 Москва: таксомоторные перевозки необходимо упорядочить В пятницу, 25 февраля, в Центральном доме предпринимателя состоялось заседание Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы, в ходе которого был рассмотрен проект постановления правительства Москвы «О проекте закона города Москвы «О такси в городе Москве». Открывая обсуждение, председатель ОЭС Александр Иоффе сообщил, что в последние годы в городе такой бизнес как оказание услуг по таксомоторным перевозкам стал возрождаться в разных организационно-правовых формах. При этом городские власти заинтересованы в том, чтобы, с одной стороны, этот бизнес был цивилизованным, отвечал потребностям населения в качественных услугах, с другой стороны, чтобы эти услуги были достаточно дешевыми. С докладом по данному вопросу выступил начальник отдела совершенствования организации перевозок и взаимодействия транспортных систем Департамента транспорта и связи города Москвы Николай Мельников. По его словам, в течение последних лет правительство Москвы и департамент пытаются упорядочить ситуацию, которая сложилась в сфере таксомоторных перевозок. Сегодня отсутствует сам термин «такси», нет представления и о реальном количестве операторов такси в городе, так как их никто не регистрирует, отметил он. Н.Мельников сообщил, что в стране сегодня существует единственный документ, который разрешает заниматься таксомоторными перевозками, - это Федеральный закон «О лицензировании некоторых видов деятельности». Однако в этом ФЗ формулировка, касающаяся, в том числе, таксомоторных перевозок, очень расплывчатая: «Перевозка пассажиров легковым транспортом на коммерческой основе». В этот термин, считает Н.Мельников, может быть включен достаточно обширный спектр услуг: собственно таксомоторные перевозки, обслуживание предприятий и организаций на договорной основе, а также ряд других видов деятельности. Поскольку в этом понятии отдельно не указаны требования к таксомоторному транспорту, то при выдаче лицензии определить, чем будет заниматься предприниматель, можно только по заявлению его самого, отметил Н.Мельников. По его словам, для упорядочения этой сферы деятельности лучшим выходом было бы принятие тех или иных федеральных законов или как минимум правил пользования и организации таксомоторных перевозок. Однако, считает Н.Мельников, скорее всего, отдельного федерального закона по такси не будет. Он сказал, что около двух лет назад мэр Москвы на одном из заседаний правительства поручил Департаменту транспорта и связи разработать городское законодательство, которое бы, не входя в противоречие с федеральным, определило порядок работы такси в столице. Для этой цели была создана рабочая группа, куда вошли более 30 организаций: сами перевозчики – предприниматели, ученые (МАДИ), представители государственных структур. Концепция закона была представлена на заседании правительства Москвы в сентябре 2004 года, получила одобрение и послужила основной для написания обсуждаемого на заседании ОЭС проекта закона. По словам Н.Мельникова, прежде всего, в законе прописана терминология сферы таксомоторных перевозок, в частности, определено понятие «такси», перечислены определенные правила организации перевозок, которые рекомендуются предпринимателям, определены требования к самому автомобилю (цветовая гамма, таксометр, кассовый аппарат, сведения о перевозчике), а также к водителю. Н.Мельников сообщил, что предприниматель, который согласен выполнять эти рекомендации, будет внесен в реестр московских городских операторов такси и получит определенный знак, который в настоящее время разрабатывается. В результате этого пассажиры смогут выделить в потоке машин ту, которая в добровольном порядке будет гарантировать услуги определенного качества и безопасность, подчеркнул он. Н.Мельников отметил, что при этом никто не запрещает работать в городе тем предпринимателям, которые имеют федеральную лицензию на оказание услуг по перевозкам легковым автомобилем в коммерческих целях. Это не только не нанесет ущерб предпринимателям, но и будет способствовать тому, чтобы их услуги были более качественными, выразил уверенность Н.Мельников. Он сообщил также, что в законе предусматриваются определенные меры господдержки, которую будут оказывать городские власти тем предпринимателям, которые войдут в реестр. По его словам, на сегодняшний день в Москве объявили себя предпринимателями в сфере такси приблизительно 2,5–3 тыс. автовладельцев, при этом, по экспертным оценкам, объем «черного» рынка такси в городе составляет около 40 тыс. автомобилей. Отвечая на вопрос о том, как в законе будет проработан вопрос об оборудовании специальных такси для инвалидов, Н.Мельников сказал, что для инвалидов в городе существует своя система заказа такси. Кроме того, сейчас в городе прорабатывается тема под условным названием «удобный транспорт», в ЮЗАО в этом году должен начаться эксперимент по обслуживанию инвалидов специализированным микроавтобусами. Если этот опыт будет удачным, он будет перенесен на весь город, отметил Н.Мельников. Он сообщил, что в настоящее время есть идея создания в Москве централизованной городской службы заказа такси, куда будут входить коммерческие организации перевозчиков, которым будут раздаваться городские заказы, например, по территориальному признаку. Советник префекта по вопросам малого предпринимательства Восточного административного округа Москвы Дмитрий Князев обратил внимание собравшихся на то, что такси - это не только вызов машины, это еще и организация стоянок. По его словам, если стоянки для операторов такси, входящих в реестр, будут на тех местах, где уже сформировались пассажиропотоки, и если только они будут допускаться на эти стоянки, это действительно сможет стать существенной мерой господдержки. Однако в этом случае, отметил Д.Князев, возникает вопрос, как быть тем предпринимателям, которые на этих стоянках давно работают, но не вошли в реестр, т.е. кто именно будет допускаться на эти стоянки. Отвечая на этот вопрос, Н.Мельников отметил, что, возможно, на них будут допускаться все операторы такси, имеющие федеральную лицензию. По словам начальника Центра по координации контрольной деятельности на территории города Москвы Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Сергея Лебедева, подобный закон создается для того, чтобы в столице развивалась конкуренция, однако по закону получается, что «будет строиться управленческая пирамида, во главе которой будет стоять чиновник». Так, одна из целей закона – участие государственных органов в регулировании таксомоторной деятельности. На самом же деле, уверен он, главное, чему должен способствовать закон, - это развитие конкуренции, и как следствие, появление новых маршрутов и стоянок. Подводя итог обсуждения, А.Иоффе сказал, что вполне понятно желание мэра и правительства Москвы упорядочить стихию таксомоторных перевозок в городе. Однако авторы рассматриваемого проекта закона оказались в тяжелом положении: «есть политическое решение навести порядок, но оно упирается в отсутствие федерального законодательства, что не дает возможности создания нормального городского закона о регулировании таксомоторных перевозок в Москве». Кроме того, отметил А.Иоффе, в законе не определен предмет регулирования, закон регулирует только часть рынка. Возможно, считает председатель ОЭС, имеет смысл отказаться от создания этого закона и идти через ряд постановлений правительства, с помощью которых можно было бы оказывать поддержку добросовестным операторам и одновременно регулировать этот рынок. |