28.02.2005 А.Иоффе: необходимо разработать четкие правила размещения объектов мелкорозничной торговли в Москве В пятницу, 25 февраля, в Центральном доме предпринимателя состоялось заседание Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы, в ходе которого был рассмотрен проект постановления правительства Москвы «О внесении изменений и дополнений в постановление правительства Москвы от 27 января 2004 года №29-ПП «Об очередных мерах по упорядочению работы и размещению объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы». Как пояснила главный специалист нормативно-правового управления Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы Ирина Федина, к объектам мелкорозничной сети относятся некапитальные объекты (павильоны и киоски) и нестационарные объекты (тоннары, автомагазины, лотки, тележки и пр.). Изменения, которые предлагается внести в постановление, по ее словам, касаются только размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети. И.Федина сообщила, что все предполагаемые изменения можно условно разделить на две группы. Во-первых, проектом предусматривается формирование на территории округов, районов единых схем размещения для всех объектов мелкорозничной сети. Схемы будут разрабатываться на один год. И.Федина отметила, что этот срок был выбран для предоставления предпринимателям больших гарантий, так как в настоящее время существуют две схемы: весеннее-летняя и осеннее-зимняя, таким образом, схемы не будут меняться так часто. Кроме того, она считает, что один год – это оптимальный срок, так как мелкорозничная сеть очень подвижна, каждый год ситуация меняется, строятся новые стационарные объекты, мелкорозничная же сеть должна их не заменять, а только дополнять. Вторая группа изменений в постановление, по словам И.Фединой, связана с введением режима «одного окна» для получения разрешения на размещение этих объектов. Эти разрешения выдаются управами бесплатно, пояснила она. По ее словам, проект направлен на развитие малого бизнеса, для чего вводится единая конкурсная система для размещения предприятий мелкорозничной сети на территории города. Оценивая данный проект, председатель ОЭС А.Иоффе отметил, что при условиях, прописанных в постановлении, войти в систему городской мелкорозничной торговли новому предпринимателю, особенно если он не имеет опыта подобной торговли в данном районе, невозможно, так как среди критериев отбора предусмотрены наличие опыта и положительных отзывов. То есть начинающие предприниматели изначально проигрывают более опытным, подчеркнул он. Он считает, что в проекте также не прописаны четкие критерии отбора предприятий на конкурсе. По словам руководителя Системы межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ) Елены Емельяновой, остается неясным, почему срок в 1 год для схем размещений объектов мелкорозничной торговли является оптимальным. Получается, что предприниматели вынуждены ежегодно участвовать в конкурсах. Кроме того, она считает, что среди тех критериев, которые названы в проекте основополагающими при определении победителей в конкурсах, отсутствует интерес самих горожан. Председатель КС Московской региональной организации МПП «Лига Свободы» Георгий Комаров считает, что наиболее серьезный и конфликтный вопрос в размещении объектов мелкорозничной торговли – взаимоотношения предпринимателей между собой и с местной властью. По его словам, в проекте делается попытка урегулировать этот конфликт с помощью проведения конкурсов, однако решения проблемы нет. Критерии конкурсного отбора таковы, отметил он, что остается неясным, как будут оцениваться конкурсанты. В результате действия этой системы создается благоприятная среда для возникновения коррупции, подчеркнул Г. Комаров. По мнению директора бизнес-инкубатора Северо-западного административного округа Москвы Олега Лапшина, сроки разработки схем размещения объектов мелкорозничной торговли нужно увеличить хотя бы до трех лет. Председатель Общественного совета по связям общественных организаций с прокуратурой Герман Иванцов уверен, что при размещении этих объектов необходима организация диалога на районном и окружном уровнях общественных объединений предпринимателей и органов местной власти. Подводя итоги обсуждения, А.Иоффе сказал, что в ходе него было высказано много серьезных критических замечаний, и они вполне обоснованы. «Проект невнятный, туманный, не дает четких определений, какие есть права у предпринимателей, на основании каких критериев будут приниматься решения, какой должен быть общественный контроль и проч.», - отметил он. По его мнению, проект должен устанавливать четкие правила игры в сфере размещения объектов мелкорозничной торговли, но этого не происходит. Решить же этот вопрос необходимо, резюмировал А.Иоффе, так как «в этом секторе занято огромное количество москвичей, причем далеко не самых преуспевающих, которые живут этой деятельностью». А.Иоффе предложил обобщить все замечания, высказанные в ходе работы круглого стола, чтобы как можно скорее представить предложения Общественно-экспертного совета на рассмотрение Департамента потребительского рынка и услуг. |