25.02.2005  Россияне переключаются на лакомства класса люкс

   Кондитерский рынок России является одним из самых объемных в мире. В прошлом году было произведено около 2,04 млн. тонн сладкой продукции. Обороты этого рынка на сегодняшний день оцениваются в 2,8-3,4 млрд. долларов, в прошлом году прирост составил, по различным оценкам, от 6% до 15%. При этом эксперты утверждают, что рынок близок к насыщению. В результате рост объемов производства может замедлиться, но это не коснется сегмента шоколадных изделий. Таким образом, россияне будут вынуждены перейти на более дорогую продукцию.
   Специалисты кондитерского рынка выделяют два основных направления: сахаристая продукция (шоколад, конфеты, карамель, зефир, мармелад, пастила) и мучная (печенье, вафли, вафельные торты). Обычные торты, пряники и восточные сладости относят к хлебобулочным изделиям. В последние два года на российском кондитерском рынке наблюдается некоторая стабилизация. По предварительным подсчетам, в прошлом году было произведено 2,04 млн. тонн продукции, или примерно на 5% больше, чем в 2003-м.
   «Российский рынок кондитерской продукции на сегодняшний день самый большой в мире. По некоторым данным, его объем за 2004 год составил около 3,4 млрд. долларов», - считает Юрий Данилюк, директор по продажам компании Verysell-6.
   Эксперты уверены, что в течение нескольких лет ситуация кардинальным образом не изменится. «В ближайшие годы темпы роста рынка замедлятся, а в денежном выражении рынок будет расти заметно быстрее, - рассказала аналитик компании «Бизнес Аналитика» Снежана Равлюк. - Это связано как с увеличением уровня цен на продукцию шоколадного рынка, так и с тенденцией переключения потребителей на более дорогие и качественные марки».
   Ее точку зрения разделяют участники рынка. «Если в предыдущие пять лет среднегодовой прирост составлял 9,1%, то в следующие пять лет рост, думаю, не будет превышать 5% в год», - считает генеральный директор Московского булочно-кондитерского комбината «Коломенское» Альберт Мкртычян. По его словам, в ближайшие несколько лет должна произойти более четкая структуризация рынка: «В частности, производители будут предлагать все более дорогие лакомства премиум-класса (от 301 до 500 рублей за кг). При этом рост конечных цен будет происходить не только за счет увеличения маркетинговых издержек - красивой упаковки и повышения рекламных бюджетов, - но и за счет использования дорогого высококачественного сырья».
   По данным Ассоциации предприятий кондитерской промышленности России (АСКОНД), динамичнее всего развивается рынок шоколада и шоколадных изделий: на их долю приходится порядка 25% в общем объеме производства кондитерской отрасли.
   Как подсчитали эксперты компании ACNielsen, наиболее популярными у потребителей в 2004 году был молочный шоколад (61,4%), на втором месте по продажам - темный шоколад (23,9%). Доля белого шоколада - 9,4%, на четвертом месте - комбинированный шоколад, на его долю пришлось 5,4%. Кроме того, специалисты подсчитали, что лидером по продажам являются шоколадные плитки с различными добавками, вроде ореха или изюма (41,2%), традиционные плитки занимают второе место - 31,1, на третьем месте - пористый шоколад (18,8%).
   Что касается шоколадных конфет в коробках, то здесь отечественные потребители остаются верны своим предпочтениям. По данным ACNielsen, первенство удерживают конфеты с трюфелем и нугой (39,3%), ассорти (25,5%). На долю суфле приходится 8,6%, а на долю конфет с алкоголем - 5%.
   Общая для рынка тенденция смены потребительских предпочтений также налицо: экономичные марки конфет в коробках (до 300 рублей за кг) постепенно уступают позиции сегменту 'люкс' (от 501 рубля за кг). Доля первых снизилась с 84,8% (декабрь - ноябрь 2003 года) до 76,8% (тот же период 2004 года), а доля элитных конфет выросла с 6,1% до 8,4%.
   Среди мучных кондитерских наблюдается стабильный рост (20%) в категории сахарного глазированного печенья. Глазированные вафельные изделия (торты, батончики) тоже пользуются стабильным спросом - их предпочитают до 65% потребителей. Устойчивым спросом пользуются круассаны и маффины с шоколадными начинками, а также кексы, глазированные шоколадом. Прирост по данным видам продукции в 2003-2004 году составил порядка 15-17%.
   «Сейчас кондитеры начинают осваивать менее традиционные сегменты. В частности, многие производители взяли курс на производство так называемой «функциональной» карамели, содержащей дополнительные свойства - витаминизированные, освежающие дыхание, защищающие от кариеса, лечебные. У этого сегмента, скорее всего, блестящее будущее - прирост будет составлять до 20%», - считает Юрий Данилюк.
   По данным «Бизнес Аналитики», в 2004 году расклад на рынке шоколада был следующим: Nestle - 22%, 'Красный Октябрь' - 6,6%, 'Бабаевский' - 5,2%, 'Рот Фронт' - 5,2%, Kraft Foods - 9,5%, Mars - 9,5%, 'СладКо' - 5,3%. Еще 36,7% пришлось на других производителей.
   По различным данным, объем шоколадного рынка в денежном выражении в 2004 году составил от 1,12 до 1,33 млрд. долларов.
   Лидирующим сегментом являются шоколадные плитки (39,1%), на втором месте - конфеты в коробках (26%). Третье место занимают развесные шоколадные конфеты (18,9%). На долю батончиков приходится 15,9% рынка.
   В сегменте плиточного шоколада лидером является компания Nestle (35,4%), на втором месте - Kraft Foods (27,4), третье место с долей 14,3% занимает холдинг «Объединенные кондитеры».
   В сегменте упакованных шоколадных конфет также лидирует Nestle (25,7%). Второе место занимают «Объединенные кондитеры» (14,4%), на третьем обосновалась компания «А.Коркунов» (12,8%).
   В сегменте развесных шоколадных конфет с большим отрывом лидируют «Объединенные кондитеры», на их долю приходится 42,3%. На втором месте расположилась Nestle (11,2%), третье - у холдинга «СладКо» (9,5%). В продажах батончиков нет равных компании Mars (66,3%), в три раза меньше продает Nestle (20,7%), замыкает тройку лидеров Cadbury (9,2%).