25.02.2005 МЭРТ: январские каникулы способствовали дальнейшему росту потребительского спроса Январские каникулы способствовали дальнейшему росту потребительского спроса, говорится в опубликованном на сайте МЭРТ Январский объем розничного товарооборота составил 477.9 млрд руб., что в товарной массе на 10.0% выше января 2004 года, говорится в мониторинге. В январе 2005 года рост оборота розничной торговли ускорился по сравнению с январем 2004 года и вырос на 0.5 процентных пункта. Оборот розничной торговли в январе 2005 года формировался в основном за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), оборот которых возрос на 11.8% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года, рост продаж товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках составил 4.0 процента. В январе текущего года продолжилась тенденция изменения инфраструктура торговли в положительную сторону - увеличивается доля торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка) в обороте розничной торговли, которая составила 78.4%, доля рынков – 21.6% (в январе 2004 года соответственно 77.2% и 22.8%). Увеличение реальных располагаемых доходов населения в 2004 году обусловило не только рост оборота розничной торговли, но и создало условия для позитивных изменений в его структуре, отмечается в мониторинге. Более динамично в январе 2005 года развивалась продажа непродовольственных товаров, темпы роста которой составили 12.2%, тогда как продовольственных товаров – 7.6%. В результате доля непродовольственных товаров в январе 2005 г. составила 54.1% (в январе 2004 г. – 53.6%). Товарная насыщенность потребительского рынка обеспечивалась в основном за счет товаров отечественной промышленности. Так, в январе 2005 г. против аналогичного периода предыдущего года наиболее высокими темпами росло производство сыров жирных - на 17.3%, колбасных изделий - на 4.5%, цельномолочной продукции - на 1.5%, телевизоров - в 1.5 раза, костюмов – 11.5%, пальто и полупальто – 8.5%, холодильников и морозильников – 5.3%. В структуре товарных ресурсов розничной торговли доля импортных товаров составила в 2004 году 44%, что соответствует уровню 2003 года. В январе 2005 года происходило замедление роста цен на товары. Так, индекс потребительских цен на товары составил 101.0%, тогда как в январе 2004 года – 101.2%. Снижение уровня цен произошло как на продовольственные, так и на непродовольственные товары. Индекс потребительских цен на продовольственные товары в январе 2005 года составил 101.4% (январь 2004 – 101.6%). В январе произошло снижение цен на сахар-песок, крупы и бобовые, затормозился рост цен на хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные изделия. На общем фоне торможения инфляции на продовольственные товары в январе продолжился рост цен на плодоовощную продукцию, она подорожала на 5.1%, мясо и птица – 2.1 процента. Среди остальных продуктов питания заметнее всего подорожали рыба соленая, маринованная, копченая - на 3%, сыры сычужные – на 2.9%, рыба замороженная неразделанная – на 2.3%, молоко разливное – на 2.3%. Тенденция замедления роста цен на непродовольственные товары, как и в предыдущие годы, характерна и для января 2005 года. Так, например, цены на трикотажные изделия выросли на 0.7% против 0.9% в январе 2004 года, одежду и белье соответственно 0.5% и 0,6%, на электротовары и другие бытовые приборы - 0.4% и 0.6%. При этом по отдельным товарным позициям происходило снижение цен: бензин подешевел по сравнению с декабрем 2004 года на 1.6%, обувь – на 0.1%. Товарная насыщенность потребительского рынка в 2005 году, по мнению экспертов МЭРТ, будет носить устойчивый характер, и будет соответствовать платежеспособному спросу населения на важнейшие продукты питания, товары легкой промышленности и культурно-бытового назначения. С учетом прогнозируемого увеличения доходов населения в 2005 году ожидается сохранение высокого темпа роста розничного товарооборота, отмечается в мониторинге. В документе также указано, что благоприятная экономическая конъюнктура, позитивная динамика основных макроэкономических показателей, способствовали дальнейшему увеличению потребительского спроса населения на услуги и ускорению развития рынка платных услуг. В январе 2005 г. прирост объема платных услуг составил 1.0% по сравнению с январем 2004 г., номинальный объем составил 151.9 млрд рублей. В январе текущего года при общем расширении потребительского рынка товаров и услуг оборот розничной торговли по-прежнему опережает увеличение объемов услуг, отмечается в мониторинге. Рост цен и тарифов на платные услуги продолжают определять инфляционные процессы на потребительском рынке, которые по-прежнему растут быстрее, чем цены на продукты питания и непродовольственные товары. Наблюдалась тенденция к росту цен как на платные услуги в целом, так и на их отдельные виды. В результате индекс потребительских цен на платные услуги за январь месяц составил 8.8%. Наиболее существенное увеличение тарифов отмечалось на жилищно-коммунальные услуги. Рост цен на платные услуги оказывает сдерживающее влияние на их динамику, что наблюдается на примере жилищных, коммунальных, отдельных видов бытовых и санаторно-оздоровительных услуг. По предварительной оценке, в 2005 году благодаря позитивной динамике основных макроэкономических показателей продолжится дальнейшее ускорение развития рынка платных услуг, отмечается в мониторинге. |