18.02.2005 Российские предприятия молочной промышленности получили доступ на рынок ЕС По информации Федерального Агентства по сельскому хозяйству РФ, в 2004 г. производство молока во всех категориях хозяйств составило 32,2 млн. тонн, что практически ниже уровня 2003 г. на 1,2 млн. тонн. Производство сливочного масла уменьшилось на 14 тыс. тонн, сыров — на 5 тыс. тонн, а розничные цены на молоко на протяжении последних трех лет растут медленнее, нежели на продовольственные товары в целом. Это усугубляет диспаритет цен, сокращает рентабельность производства и снижает мотивацию производителей молока к поддержанию и расширению производства, отмечается в информационном сообщении. Низкие темпы роста розничных цен на молочную продукцию обусловлены увеличением объемов импорта продукции данной группы. Средняя контрактная цена (включающая в себя контрактную цену, таможенные платежи и НДС) в 2003 году на сыр была ниже оптовой цены отечественного производителя в среднем на 10-20%, а на масло сливочное соответственно на 15-25%. В основном это происходит из-за дотирования продукции животноводства странами-экспортерами. В связи с этим, отечественные молочные продукты питания (сыр жирный, масло животное, сухое цельное молоко) из-за более высокой стоимости не могут конкурировать с аналогичной импортной продукцией. В результате спрос населения переключается на более дешевые зарубежные продукты. До настоящего времени ставки ввозных таможенных пошлин на молочную продукцию менялись следующим образом. В период 1997-2000 гг. действовали ставки на масло сливочное (20%, но не менее 0,3 ЭКЮ/евро) и сыры и творог (15%, но не менее 0,3 ЭКЮ/евро). В 2001 г. была снижена ставка на масло сливочное и составила 15%, но не менее 0,22 евро. В 2002 году была введена специальная пошлина в размере 5%, но не менее 0,67 евро — на срок с 01.09.02г. по 31.12.02г. Установление в 2001 году ставок таможенных ввозных пошлин и сохранение их по настоящий момент фактически обусловило два важных момента: данный режим повлиял на падение темпов роста объема импорта масла и молочных жиров (с 201,1 % в 2000 г. до 111,2% в 2003 г. и 64,4% за десять месяцев 2004 г); сохранение установленного таможенного режима в отношении сыров и творога не достигает поставленной цели, так как объемы импорта сыров и творога растут практически стабильными темпами и за период 2002-2004 гг. составили 485,7%. В настоящее время предлагается установление дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин на сыры, аналоги которых производятся в России. Установление подобной меры защиты внутреннего рынка затронет только цены на импортную продукцию в низком ценовом диапазоне и не коснется дорогих импортных сыров. Потенциал конкурентоспособности отечественной молочной отрасли характеризует факт допуска отечественных предприятий на рынок ЕС. По результатам проведенной в 1-й половине 2004 г. инспекции российских перерабатывающих предприятий Постоянный комитет ЕС по продовольственной цепочке и здоровью животных принял решение о включении трех российских предприятий молочной промышленности (ООО «Алтайский хладокомбинат», ОАО «Липецкий хладокомбинат» и ОАО «Лианозовский молочный комбинат») в список предприятий, имеющих право на экспорт молочной продукции в страны ЕС. В целях обеспечения возможности для российских предприятий, осуществляющих переработку продукции животного происхождения, по допуску на рынок ЕС необходимо финансирование из федерального бюджета государственного ветеринарного мониторинга остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных и продуктах животного происхождения. Внутренний рынок (при низком потреблении в 230 кг на душу населения) сбалансирован в соответствии с платежным спросом. Следовательно, для развития молочного животноводства необходимы внешние рынки. Несмотря на увеличение производства, сегодня для защиты отечественного рынка является актуальным повышение ввозных пошлин на сыры по номенклатуре ТНВЭД, т.к. в ресурсах импортные сыры занимают более 40%. Минсельхозом России ранее в целом поддерживались предложения по введению защитных мер в отношении молочной продукции, однако, в то же время таможенно-тарифное регулирование в данном отношении не является однозначным, так как реализация данных предложений связана с рисками. Во-первых, необходима адекватная сырьевая база производства молочной продукции на внутреннем рынке России, отвечающая требованиям перерабатывающей промышленности. В настоящее время существует существенный разрыв в технологическом плане, и качество поставляемого отечественного молока не удовлетворяет потребности отечественной молочной переработки. Также необходимо учитывать структуру импорта, поскольку около 75% поставок производится из тех регионов, в отношении которых невозможно введение мер таможенно-тарифной защиты, а установление специальных таможенных пошлин требует проведения специального расследования и значительных затрат времени. Таким образом, существует риск стимулирования поставок молочной продукции по импорту именно из указанных регионов. Нехватка информации о рынке молока не позволяет достоверно оценить последствия роста импорта и целесообразность введения защитных мер в отношении молочной продукции. Необходимо более активное привлечение к исследованиям по данной проблеме отраслевых союзов и других заинтересованных организаций. Повышение (введение новых) ставок таможенных пошлин на ввоз молочной продукции приведет к повышению цен на внутреннем рынке, что является крайне нежелательной тенденцией в настоящее время и, возможно, к исчезновению из ассортимента дешевых сыров на внутреннем рынке. Таким образом, меры таможенно-тарифного регулирования и защиты молочной продукции российского производства необходимо увязывать с мероприятиями по развитию отечественного животноводства в рамках определенной программы как одного из направлений разрабатываемой стратегии развития агропромышленного комплекса и рыболовства. |