17.02.2005 МЭРТ: оборот субъектов малого предпринимательства в объеме розничной торговли в ноябре 2004 г. составил 41.8% В развитии потребительского рынка в 2004 году в целом сохраняются позитивные тенденции, наметившиеся в предыдущие два года. Об этом свидетельствуют результаты Оборот розничной торговли увеличился на 12.1% к уровню 2003 года. При этом в течение 2004 года розничная торговля развивалась значительно динамичнее, чем в 2003 году. Устойчивый рост продажи товаров по сравнению с 2003 г. был характерен для всех месяцев 2004 г., в том числе с июня наблюдался ежемесячный прирост оборота розничной торговли по сравнению с предыдущим месяцем. В 2004 году более быстрыми темпами рос оборот общественного питания. В 2004 г. его объем увеличился на 10.1% к уровню 2003 года, в то время как в 2003 году его рост составил только 9% к уровню 2002 года. Благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся в последние годы, устойчивый рост реальной заработной платы и пенсий способствовали дальнейшему увеличению потребительского спроса населения и ускорению роста оборота розничной торговли, отмечается в документе. Увеличение реальных располагаемых доходов населения обусловило не только рост оборота розничной торговли, но и создало условия для позитивных структурных изменений. В 2004 году более динамично развивалась продажа непродовольственных товаров, по сравнению с 2003 г. она выросла на 14.3%, тогда как продовольственных товаров – на 9.8%. В результате доля непродовольственных товаров в общем обороте возросла до 54.4% (2003 г. – 53.7%). Структура продаж товаров в 2004г. по сравнению с 2003г. оставалась стабильной. Наибольший удельный вес по-прежнему занимают алкогольными напитки (10.3%), швейные изделия (6.8%), мясо и птица, колбасные изделия, кожаная обувь, легковые автомобили, бензин автомобильный, медикаменты и лекарственные средства (3.5-5.0%), цельномолочная продукция, кондитерские изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, изделия верхнего трикотажа (2.5-2.8%). В тоже время рост доходов домашних хозяйств и снижение инфляционного давления привели к наращиванию объемов и изменению ассортиментной структуры реализации товаров. Покупательские предпочтения переключаются в пользу более дорогих и качественных товаров. Несмотря на ускорение роста цен по продовольственным товарам, в 2004 году при общей стабильности ассортиментной структуры внутри нее продолжались позитивные изменения. Так, если продажи продовольственных товаров в целом выросли на 9.8%, то овощей за 9 месяцев 2004 года на 19.9%, сыров жирных – 10.7%, сахара –10,3%, продукции рыбной пищевой - 8.8%. Второй год подряд сокращается продажа хлеба, что при росте платежеспособности домашних хозяйств является позитивным фактором в изменении их потребительских предпочтений. Наращиванию объемов продаж непродовольственных товаров, кроме роста платежеспособного спроса домашних хозяйств, способствовало и торможение динамики цен по этим товарам. Так, например цены на трикотажные изделия выросли на 9.2% в 2004 году против 11.4% за 2003 год, одежду и белье соответственно 8.0% и 10.7%, на электротовары и другие бытовые приборы 2.6% и 8.0 процентов. При этом отдельным товарным позициям происходило снижение цен: телерадиотовары подешевели по сравнению с 2003 годом на 1.5%. Товарная насыщенность потребительского рынка обеспечивается как товарами отечественного производства, так и импортными поставками. Доля импортных товаров в каждом квартале 2004 года оставалась примерно одинаковой, что свидетельствует о стабилизации доли импорта в товарных ресурсах. Тем не менее, по отдельным товарным группам спрос покрывается за счет быстрого наращивания импорта. Так, за январь-октябрь 2004 г. по сравнению с 2003 г. увеличились поставки по импорту бензина автомобильного в 7.6 раза, автомобилей легковых в 2.5 раза, сахара-белого в 1.8 раза, изделий и консервов из мяса в 1.4 раза, молока и сливок сгущенных в 1.3 раза, рыбы свежей и мороженной на 20.2%, мебели в 1.3 раза, одежды трикотажной и текстильной в 1.3 раза, медикаментов на 21.2%. В документе МЭРТ также отмечается, что овременные тенденции развития розничной торговли определяются, прежде всего, соотношением магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. При этом развитие магазинных форм продажи товаров приводит к разнообразию типов (организация розничной торговли, классифицированная по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей – универмаг, универсам) и видов (организация розничной торговли, классифицированная по ассортименту реализуемых товаров – универсальные, специализированные, с комбинированным ассортиментом товаров и т.д.) розничных торговых организаций. За последние годы наблюдается стабильный рост объемов продаж торгующими организациями. Так, если в 2003 г. прирост оборота розничной торговли торгующих организаций составил 9.4%, а прирост продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках составил 5.5%, то в 2004 году, соответственно, 14.5 и 4.6%. Это свидетельствует, с одной стороны, о насыщении магазинов разнообразным ассортиментом товаров с широким диапазоном цен, добротного качества, с другой – о возрастании недовольства населения качеством товаров и условиями их продажи на рынках. Инфраструктура предприятий торговли меняется в положительную сторону увеличения доли торгующих организаций. Если в 2001 г. доля рынков в обороте розничной торговли составляла 25.3%, в 2002 г. – 24.5, в 2003г. – 23.8%, то в 2004 году – 22.2 процента. Существует четкая тенденция к ее снижению. Позиции организованной торговли укрепляются. В последние годы, отмечают специалисты МЭРТ, развитие розничной торговли характеризуется не только созданием новых торговых предприятий, но и постоянно совершенствующейся технологией продаж. Активно развиваются такие форматы магазинов, как гипермаркеты, причем не только в Москве, но и в регионах. Увеличивается число магазинов-дискаунтеров, ориентированных на продажу продуктов питания и сопутствующих товаров по низким ценам и магазины «cash and carry», снабжающие представителей малого и среднего бизнеса (рестораны, кафе, бары, небольшие магазины, павильоны, киоски). Активно развиваются такие типы магазинов как магазин класса «Люкс» («Седьмой Континент», «Азбука вкуса», «Перекресток») и «магазин по соседству» («Седьмой Континент», «Диета 38», «Копейка», «Петровский»). По мнению специалистов МЭРТ, торговля является в настоящее время одной из наиболее динамично растущих отраслей. Число организаций в торговле и общественном питании на 1 января 2005 года составило 1621.6 тысяч и увеличилось на сравнению с 2004 годом на 7.4% (в целом по всем отраслям экономики – 6.4%). За 10 месяцев 2004 г. из зарегистрированных 302.6 тыс. организаций по отраслям экономики 38.3% составили предприятия торговли и общественного питания (за 10 месяцев 2003 года их доля составляла 41.7%). На сегодняшний день торговля выглядит чрезвычайно привлекательной для иностранных инвесторов. В России сложилась благоприятная ситуация, которая позволяет с наименьшей степенью риска инвестировать средства в торговую отрасль. В 2003 году объем иностранных инвестиций в торговлю (включая внешнюю) составил 10.5 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2002 г. на 19.5%, за 9 месяцев 2004 г. – 9.6 млрд. долларов (6.8 %). Если в 2000 году в развитие торговли было вложено 17.8% от всех иностранных инвестиций в российскую экономику, то в 2003 году их объем возрос до 35.4%. Прочное место в торговле занимает малый бизнес. Количество малых предприятий торговли и общественного питания на 1 октября 2004 г. составило 441тыс. единиц или 46.3% от их общего количества по всем отраслям экономики, число индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в розничной торговле, - 1,5 миллиона. Оборот субъектов малого предпринимательства в объеме розничной торговли в ноябре 2004 г. составил 41.8%, в ноябре 2003 г. 41.5%, оборот крупных и средних организаций розничной торговли соответственно 19.6% против 17.2%. |