16.02.2005 Самарская область: большинство компаний предпочитают подбирать сотрудников без помощи рекрутеров В Самарской области работает около 30 кадровых агентств, крупнейшие из которых АНКОР, Kelly Services, “Сенат”, “Гелиос”, “Альянс”, “Персонал-Сервис” и “Контракт”. Они занимают около 80% рынка. По оценке самих агентств, АНКОР в 2004 г. закрыл более 350 вакансий, Kelly Services – около 100, “Гелиос” – 220, “Альянс” – от 200 до 220 и “Сенат” – чуть менее 300. Объем рынка рекрутинговых услуг в Самаре, по оценкам его участников, $1,5 млн в год. В начале 90-х гг. в России рекрутмент был новым видом сервиса для российского рынка. “Тогда российские предприниматели, не понимая значения профессионального подбора персонала, формировали свои команды из родственников и знакомых, поэтому нашими первыми клиентами были преимущественно западные компании”, — говорит Натальи Клентак, PR-менеджер рекрутинговой компании “АНКОР”. В настоящее время самарские компании чаще стали обращаться к рекрутерам при поиске персонала. Однако участники рынка отмечают, что в Самаре рынок труда достаточно узок и базы данных давно работающих компаний обычно хватает для закрытия вакансий. Иностранцы обеспечивают до 40% заказов в агентстве “Сенат” и до 10% в “Альянсе”. Сейчас в Самаре крупнейшими клиентами кадровых агентств являются представительства Nestle, Coca-Cola, Pepsi-Cola, “GM-АвтоВАЗ”, Colgate и Procter & Gamble. Но появлению иностранных работодателей в Самаре не рады российские компании. У нас появились очень серьезные конкуренты на рынке труда, говорит Сергей Осипов, начальник управления по персоналу компании “СМАРТС”. “Иностранные компании очень хорошо понимают, что за подбор персонала надо платить, и могут позволить себе купить специалиста дороже”, — сетует он. В российских компаниях практика подбора персонала пока не стала массовой. “Руководитель российской компании может самостоятельно подбирать менеджмент, а западному руководителю заниматься этим некогда”, — полагает Осипов из СМАРТСа. “МСС-Поволжье” около 80% вакансий закрывает усилиями собственной кадровой службы, рассказывает начальник отдела управления персоналом компании Владимир Филатов. СМАРТС также ведет свою базу данных специалистов, а к кадровым агентствам обращается очень редко — только в тех случаях, когда своими силами их найти не удается, вторит Осипов. “Имея квалифицированную кадровую службу и банк данных, на услугах рекрутеров можно сэкономить”, — считает он. В кондитерском объединении “Россия”, которое вошло в состав группы Nestle в 1995 г., служба по работе с персоналом закрывает около 85% вакансий, а в 15% случаев сотрудников находят кадровые агентства — в первую очередь АНКОР и Kelly Services. По словам директора по персоналу “России”, наиболее эффективный канал для поиска специалистов — это работа с вузами (встречи с деканами и со студентами нужных специальностей), а для привлечения рабочих кадров — объявления по телевидению. А начальник отдела кадров одной из самарских компаний со штатом около 150 человек, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что впервые обратился в кадровое агентство лишь год назад, когда служба не смогла собственными силами закрыть несколько вакансий специалистов по продажам. По его словам, с тех пор руководство выделяет небольшую сумму на подбор персонала через агентства — 25 000-40 000 руб. “Исходя из такого небольшого бюджета мы обращаемся к агентствам только в том случае, когда не можем найти специалиста сами”, — говорит он. Однако не всегда кадровые агентства могут оказать помощь компаниям в подборе персонала. “Однажды нам нужно было закрыть вакансию технического директора, — рассказывает начальник отдела по работе с персоналом одной из крупных российских компаний, работающих в Самаре. — Мы обратились за помощью к кадровому агентству, и они представили нам трех кандидатов, которые уже были в нашей базе данных и которым ранее мы отказали по разным причинам”. В Самаре рынок труда достаточно узок, поэтому отдел персонала давно работающих на рынке компаний обычно имеет информацию об интересующих его специалистах, добавляет он. |