16.02.2005  МЭРТ: доля частных организаций в объеме оказанных населению услуг колеблется от 44% до 97.5%

   Согласно данным, представленным в мониторинге социально-экономического развития страны за 2004 г, опубликованном на официальном сайте МЭРТ РФ, в последние годы происходило ускорение объемов предоставления платных услуг: 2002 г. – 3.7 %, 2003 г. – 6.7%, и, наконец, наиболее высокий показатель был достигнут в 2004 году - 7.0%, при номинальном объем 1766 млрд. рублей. Устойчивый рост объема услуг по сравнению с 2003 годом был характерен для всех кварталов 2004 года.
   Благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся в 2004 году, рост реальной начисленной заработной и пенсий были основными факторами увеличения потребительского спроса населения и ускоренного расширения рынка платных услуг, отмечается в документе.
   Сдерживающее влияние на динамику объема платных услуг оказывал фактор цен. При значительном расслоении населения по уровню среднедушевых доходов особенно быстро растет потребление услуг высокоэластичных по доходам (мобильная связь, отдельные виды транспортных и бытовых услуг, культуры, туризма и спорта, отдельных видов платных медицинских и образовательных услуг).
   Значительный рост услуг связи (19% в 2004 году по сравнению с 2003 г.) был предопределен повышением качества предоставляемых услуг, повышением их конкурентоспособности, перераспределением емкостей телефонных станций в сторону более полного удовлетворения потребностей населения, а также за счет роста услуг, предоставляемых альтернативными операторами, реформированием почтовой связи, поиском и внедрением новых форм обслуживания населения.
   Лидером по объему услуг связи для населения на протяжении нескольких лет является подвижная электросвязь. Именно она определяла «взрывную» динамику услуг связи, предоставленных населению. Количество абонентов подвижной сотовой связи составило в 2004 году 70 млн. единиц, в то время как в 2000 году их насчитывалось только 3.3 млн. абонентов.
   Объем социальных услуг, в том числе медицинских и образовательных услуг, культуры и спорта развивался достаточно высокими темпами. Это обусловлено модернизацией социально-культурной сферы, повышением хозяйственной самостоятельности бюджетных учреждений, а также развитием негосударственного сектора в этих сферах.
   Вместе с тем, некоторое замедление темпов роста по платным медицинским и образовательным услугам обусловлено определенным насыщением потребительского спроса на эти услуги, а также недостаточным доступом населения к их потреблению в отдельных субъектах Российской Федерации.
   После продолжительного периода снижения объема туристских услуг в России, в 2003-2004 годах на этом рынке складывается более благоприятная ситуация и их объем в 2003 год вырос на 1.7% и в 2004 г. – на 9.0%.
   Более половины объема рынка туристских услуг составляет выездной туризм. Количество выехавших туристов как в страны дальнего, так и ближнего зарубежья за 9 месяцев 2004 года составило 5.3 млн. человек и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 2003 года на 20.6%.
   Сохраняется интерес зарубежных туристов и к посещению России. Вместе с тем, за 9 месяцев 2004 года въехало в Россию всего 2.3 млн. туристов, что меньше, чем в соответствующий период 2003 года на 149 тыс. человек (на 6.1%) это обусловлено как обострением ситуации на Кавказе и значительным оттоком туристов их этого региона, так и недостаточно развитой сетью коллективных средств размещения соответствующего уровня.
   Рост цен на туристические поездки внутри страны, которые в 2004 году увеличились на 15 процентов, является серьезным ограничением развития внутреннего туризма.
   Несмотря на различные тенденции развития отдельных видов услуг, в 2004 году не произошло значительного изменения структуры платных услуг населению. По-прежнему более 50% от общего объема расходов населения на услуги, тратится на услуги «обязательного» характера, не эластичные к доходам населения (жилищно-коммунальные услуги и отдельные виды услуг пассажирского транспорта и бытовых услуг). Услуги, «эластичные» к доходам населения, – культуры и связи, медицинские и образования имеют стабильные темпы развития, но их доля в общем объеме увеличивается незначительно, за исключением услуг связи.
   В ходе рыночных преобразований качественное изменение претерпел состав производителей услуг. Если в начале 90-х годов прошлого века подавляющую долю платных услуг населению оказывали предприятия государственной формы собственности, то к началу 2004 г. их доля снизилась до 21%. Вместе с тем, на рынке отдельных видов услуг, доля предприятий государственной формы собственности еще значительна. Например, наибольшая доля этих предприятий сохранилась в сфере образования - 54.4%, транспортных услуг - 36.0%, санаторно-оздоровительных услуг - 26.3%, медицинским услугам - 25.1%. Тогда как, по услугам правового характера, туристским, бытовым услугам она минимальна и колеблется от 1 до 3-х процентов.
   Существенную роль в оказании услуг стали играть организации частной и других форм собственности, и к началу 2004 года ими было оказано более 60% объема услуг, а по отдельным видам эта доля значительно выше.
   С переходом на рыночные отношения активно стали развиваться новые для российской действительности виды услуг – услуги в области аудита, рекламы, оценки стоимости имущества, посреднические услуги в сделках с недвижимостью, игорный бизнес, информационно-компьютерное обслуживание и др. Основными производителями этих услуг также является частный бизнес. Доля частных организаций в объеме оказанных услуг колеблется от 44% в рекламном бизнесе до 84.3% и 97.5% соответственно в области оказания услуг в сделках с недвижимостью и аудита.