15.02.2005 В РФ отсутствует система регулирования торговли сахаром со странами СНГ По информации Федерального Агентства по сельскому хозяйству РФ, объем производства сахара в 2004 году составил 4,85 млн. тонн, что с учетом остатков полностью удовлетворяет спрос внутреннего рынка. Несмотря на неблагоприятные условия, сложившиеся в целом на сахарном рынке страны, в 2004 году выращен самый большой за последние 11 лет урожай сахарной свеклы, что позволило выработать также рекордные 2,2 млн. тонн белого свекловичного сахара против 1,9 млн. тонн в 2003 году. Таким образом, рост производства свекловичного сахара составил 15,8%. Столь позитивные итоги в свеклосахарной сфере явились следствием весьма благоприятных погодных условий прошедшего сельскохозяйственного сезона, а также резко возросшего интереса субъектов сахарной деятельности к отечественному свеклосахарному производству как существенно более доходному и перспективному по отношению к производству сахара из импортного сырца. Впервые за 5 лет удалось переломить баланс в долях среднегодового производства сахара из свеклы и сырца. Вновь доля свекловичного сахара в общем объеме производства начала возрастать и по итогам 2004 года составила 44%, а еще 2 года назад она не превышала 30%. До 2004 г. действовал режим тарифного квотирования, применяемый к импортируемому сахару-сырцу. Данный режим способствовал стабилизации импортных поставок сахара, но оставлял участников рынка незащищенными перед колебаниями мировых цен. Индекс цен производителей в сентябре 2004 года по сравнению с аналогичным периодом 2003 года на сахар-песок из сахарной свеклы составил 109,26 % (в 2003г. — 100,75%), на сахар-песок из импортного сырья — 111,6% (в 2003г. — 99,97%). За аналогичный период биржевые цены на сахар увеличились на 41% (со 123 до 174 долларов США). Установленный Правительством Российской Федерации механизм регулирования импорта сахара-сырца снижает влияние биржевых колебаний цен на внутренний рынок сахара и позволяет эффективно ограничивать объемы ввоза сахара-сырца. Важнейшей проблемой обеспечения интересов отечественной сахарной сферы является отсутствие надлежащей системы регулирования торговли сахаром со странами СНГ с учетом их перехода на рыночную систему хозяйствования. Ныне действующие договоренности России с этими странами, заключенные еще в 1992 — 1994 гг., базируются на прежних подходах к решению экономических проблем с позиций централизованной государственной системы хозяйствования. Следует учитывать, что сахар белый из стран СНГ поступает в Россию в количествах, которые значительно превышают объемы их национального свекловичного производства. В первую очередь это касается Республики Беларусь и Казахстана, которые ежегодно импортируют в Россию белого сахара в 2 раза больше, чем его производят в этих государствах из сахарной свеклы. Этим и обусловливается возможность широкой экспансии, в том числе и за счет фактически завуалированной контрабанды, готового белого сахара в Россию по более дешевым ценам, что обрушивает российский сахарный рынок, не позволяя ценам на нем выйти на тот уровень, который бы обеспечивал хотя бы рентабельность операций на сахаре из импортного сырца, ввозимого на основе режима переменной пошлины. Поставки белого сахара из стран СНГ оказывают все более сильное дестабилизирующее влияние на состояние сахарной отрасли России. Под влиянием мер, принимавшихся Правительством страны за последние три года, удалось более чем вдвое сократить импорт сырца в Россию и свести в 2004 году объем его импорта до фактически минимально необходимого для России уровня в 2,5 млн. тонн. За тот же период поступления готового белого сахара из стран СНГ возросли в 3,5 раза, а их доля в общих ресурсах сахара в России — в 5 раз.Это настоятельно требует принятия безотлагательных мер по проведению системы регулирования торговли сахаром России со странами СНГ в соответствие с современными экономическими реалиями и интересами российских субъектов сахарной деятельности, отмечается в информационном сообщении Федерального Агентства по сельскому хозяйству РФ. |