07.02.2005  Российский зерновой союз просит пересмотра вопроса поставок зерна в ЕС

   Российский зерновой союз направил письмо к председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову. В нем выражается беспокойство по поводу сокращения российского зернового импорта в страны Средиземноморья, в том числе входящие в Евросоюз.
   Как говорится в документе, в 2002/2003 году Россия поставляла зерно в 24 страны ЕС (с учетом стран-кандидатов), а объемы поставок составили 5091 тыс. тонн, в том числе пшеницы 4299, а ячменя 705,4 тыс. тонн. Однако в 2003/2004 году количество стран ЕС - импортеров российского зерна сократилось до 11, а объемы поставок в 2003/2004 году составили 802,4 тыс. тонн, в том числе пшеницы 412,8, а ячменя - 348,4 тыс. тонн.
   Экспортный потенциал России в текущем году составляет не менее 6-7 млн тонн пшеницы, значительная часть (не менее 2,5 млн тонн) которой могла бы экспортироваться в страны ЕС. Однако за июль-декабрь 2004 года поставки в ЕС российской пшеницы составили лишь 764 тыс. тонн.
   В письме отмечается, что в определенной мере это связано с введенными ЕС с 1 января 2003 года и сохраняющимися на 2005 год квотами на ввоз пшеницы «низкого» и «среднего» качества (включая персональные квоты для Канады и США) и ячменя. В рамках квоты поставки облагаются экспортной пошлиной в 12 евро за тонну пшеницы и 16 евро за тонну ячменя, а при поставках зерна сверх квоты действует запретительная ввозная пошлина - 95 и 93 евро за тонну соответственно.
   На фоне ограничений для поставок зерна из России ЕС ввело с 14 октября 2004 года субсидирование (17,74 евро за тонну) экспортных поставок 2 млн тонн ячменя, а с начала февраля 2005 года вводится субсидирование экспорта 2 млн тонн пшеницы за пределы Евросоюза. Первые торги состоялись 3 февраля с.г., когда было продано 134 тыс. тонн с экспортным возмещением 4 евро/тонна. Всего же на продажу было предложено 667,3 тыс. тонн мягкой пшеницы, а запрашиваемый размер субсидий составил от 2,87 до 17 евро/тонна. Также Германия обратилась с предложениями ввести экспортные субсидии на рожь.
   Авторы письма считают, что ситуация усугубляется также проведением политики закрытия внутреннего рынка стран ЕС путем постоянного повышения ставки ввозных пошлин для кукурузы, ржи и сорго. Литва, ведя активную экспансию зерна и муки на рынок Калининградской области, установила фактически запретительные ввозные пошлины на муку и пшеничные отруби, что стало одной из причин массовых выступлений сельскохозяйственных производителей.
   Такая политика, говорится в документе, нарушает ценовой баланс на мировом рынке зерна, обеспечивает искусственное снижение конкурентоспособности российского зернового экспорта и ведет к вытеснению российских экспортеров не только с рынка стран-членов ЕС, но и с зернового рынка Средиземноморья в целом.
   В результате эксперты Зернового союза прогнозируют, что российские экспортеры резко снизят закупочные цены на пшеницу, что неизбежно приведет к общему падению цен на зерно на внутреннем рынке, уменьшению доходов и снижению мотивации отечественных сельскохозяйственных производителей к производству зерна в преддверии весенней полевой кампании.
   Фактически, по их мнению, Россия сталкивается с политикой двойных стандартов, при которых ряд государств, требуя максимальной либерализации российского внутреннего рынка для поставок своей агропродовольственной продукции, предпринимают активные шаги по вытеснению России с мирового рынка, что ущемляет долгосрочные экономические интересы Российской Федерации.
   В связи с этим Российский зерновой союз просит правительство дать поручение соответствующим министерствам и ведомствам в срочном порядке:
   - добиться в Еврокомиссии установления для России персональной квоты на ввоз не менее 1 млн тонн продовольственной и 2 млн тонн фуражной пшеницы, а по фуражному ячменю - 1,0 млн тонн и полного отказа от субсидирования зернового экспорта;
   - незамедлительно ввести аналогичные ограничения (квоты и ввозные таможенные пошлины) при импорте в Российскую Федерацию из стран-членов ЕС зерна и всех продуктов его переработки (мука, крупы, макаронные и хлебобулочные изделия);
   – ужесточить режим квотирования при импорте мяса, сократив объем квоты, предоставляемой для ЕС, и ввести квотирование импорта мясопродуктов и молокопродуктов; – повысить ввозные таможенные пошлины на сельскохозяйственную технику, а также не включать в перечень оборудования, поставляемого на условиях лизинга, сельскохозяйственную технику, аналоги которой производятся в Российской Федерации, в частности, зерноуборочные комбайны.