04.02.2005 Самара: страховщики заработали на автовладельцах Автогражданка и банковские кредиты на покупку машин и жилья привели самарцев в офисы к страховщикам. Самарский рынок растет значительно быстрее общероссийского. По данным за девять месяцев 2004 г. (итогов года по стране еще нет) сбор страховых премий в России вырос на 7,5%, в тоже время в Самарской области — на 38%. Еще существеннее разница между региональными показателями и общероссийскими по добровольным видам страхования. Если в России этот сегмент рынка потерял 7%, то в Самарской области он вырос на 34%. Руководитель Самарской межрегиональной инспекции страхового надзора (СМИСН) Виктор Лисин поясняет, что общероссийские тенденции доходят до провинции с опозданием. В отличие от Москвы в Самаре лишь сейчас формируется социальный слой, заинтересованный в страховании. К тому же местные компании “не ленятся нагибаться”, активно работая с мелкими клиентами: малым бизнесом, физическими лицами, добавил он. Виновницей бурного развития страхового рынка его участники называют автогражданку. Директор Самарского филиала “Росгосстрах-Поволжье” Владимир Золотарев назвал ОСАГО локомотивом всего страхового бизнеса: “Мы получили дополнительный канал общения с клиентами, — говорит он. — Раньше нам приходилось искать их, а тут люди приходят сами”. Правда, ряд экспертов и страховщиков предупреждают, что ОСАГО может оказаться убыточным. По словам Лисина из СМИСН, разработчики закона ошиблись с тарифами для общественного транспорта, такси небольших городов рядом с мегаполисами. Полисы ОСАГО стоимостью меньше 2500 руб. убыточны, заявил и заместитель гендиректора страховой компании “Самара” Михаил Игудин. А другой местный страховщик считает что компаниям было бы интересно заниматься автогражданкой, если бы региональный коэффициент в Самаре увеличился с 1,3 до 1,5. По итогам 2004 г. сборы по ОСАГО составили 1400,8 млн руб. — 25,9% всего рынка без учета ОМС. Причем большую часть этих средств (59,1%) собрали федеральные страховщики, вложившиеся в рекламу. Не иначе как “толкачами” страхового рынка называет банки Кокорев из “МАКСа”. В прошлом году существенно вырос объем финансовых услуг, требующих обязательной страховой защиты, — автокредитование, ипотека. Например, рост страхования КАСКО в основном связан именно с автокредитом, уверен страховщик. Растут сборы и от страхования залогов по кредитам юридическим лицам. По оценке Кокорева, офис, специализирующийся на банковском страховании, окупается примерно за полгода. Объем страхования, связанного с банковским бизнесом, участники рынка определить затрудняются, но утверждают, что этот сектор дает наибольший после ОСАГО прирост рынка. Но не все страховщики могут попасть в число аккредитованных компаний к крупным банкам. Главный бухгалтер страховой компании на условиях анонимности рассказал, что “допуск” к страхованию заемщиков получает компания, разместившая больше средств на малодоходном депозите в том же банке и предложившая более низкие страховые тарифы. Регионалам такие условия часто не по силам, а иногда они оказываются невыгодны и крупным страховщикам: например, Военно-страховая компания отказалась от сотрудничества с одним из самарских “розничных” банков, так как оно стало убыточным, говорит собеседник “Ведомостей”. Все больше места на региональном страховом рынке занимают филиалы крупных российских страховщиков, отмечают все участники рынка. По данным СМИСН за прошлый год, доля премии, собранной иногородними страховщиками, достигла 27% (в 2003 г. — 20,8%), а без учета ОМС — 46,5% (38,3%). В рейтинге 30 ведущих страховщиков области по собранной премии из 13 местных компаний 10 опустились вниз и столько же филиалов улучшили свои позиции. Суммарные сборы филиалов по результатам 2004 г. составили по добровольным видам страхования 1688 млн руб. против 998 млн. руб. в 2003 г. При этом, как свидетельствуют участники рынка, часть договоров столичные страховщики заключают напрямую из Москвы, поэтому реальная доля федералов на местном рынке еще выше. Однако оценить общий объем таких скрытых потоков сегодня невозможно, считает Виктор Лисин из СМИСН. Филиалы и дальше будут наращивать свое присутствие на местном рынке, а мелкие компании будут с него уходить, прогнозирует Лисин. В итоге на рынке останется узкий круг страховых компаний федерального масштаба, которые разделят основные потоки, и небольшая доля останется местным страховщикам, специализирующимся в узких секторах, соглашается Владимир Золотарев из “Росгосстраха-Поволжье”. Объем заказов страховых компаний вырос “в разы”, утверждают в один голос в рекламных агентствах “Самкон” и “Видео-Интернешнл Самара”. При этом около 90% страховой рекламы было связано с ОСАГО, говорит заместитель директора “Самкона” Александр Мулюкин. А наиболее заметной и массированной он назвал кампанию “Росгосстраха”, которая “кодировала” все слои населения. Но страховщики не только давили количеством рекламы, но использовали и оригинальные ходы. В их числе — скидки выходного дня и для тех, кто перейдет от компании конкурента, подарки и сувениры клиентам. Мулюкину запомнился стикер на стекле автомобиля: “Вожу как умею. Застраховано в “РОСНО”. |