04.02.2005 Москва: фаст-фуд потеснит рестораны Стагнация в среднеценовом сегменте ресторанов привела к тому, что участники рынка обратили внимание на еще растущий сегмент быстрого питания. На этой неделе стало известно, что столичные власти передали управление над сетью «Русское бистро» занимающейся ресторанным бизнесом компании «Арпиком». Таким образом они собираются реанимировать один из самых претенциозных и не слишком удачных столичных проектов в сфере быстрого питания. В то же время, по мнению экспертов, в ближайшие несколько лет данный сегмент будет оставаться одним из самых привлекательных на этом рынке. На их взгляд, ежегодный прирост в сфере фаст-фуда будет составлять порядка 20%, и лишь к 2007-2008 гг. можно будет говорить о стабилизации на рынке. В то же время в других сегментах наблюдается иная ситуация: ниша люксовых ресторанов уже заполнена, а среднеценовой сегмент «вымывается», прежде всего, из-за высокой стоимости аренды. Сами рестораторы, еще недавно концентрировавшиеся на проектах дорогих ресторанов, активно выходят в сегмент быстрого питания. Помимо того, что он заполнен едва ли наполовину, фаст-фуд куда менее подвержен колебаниям потребительского спроса и может служить стабильным источником прибыли. В последние полгода на рынке быстрого питания заметно обострилась конкуренция. К традиционным его игрокам присоединились крупные рестораторы, раньше работавшие в основном с дорогими и люксовыми проектами. Так, вслед за сетями «Грабли» и «Му-му», которые развивают Роман Рожниковский и Андрей Деллос соответственно, ресторатор Аркадий Новиков в конце прошлого года открыл сеть «Пять звезд» (он также владеет сетью «Елки-Палки»). На растущем спросе попыталось сыграть даже столичное правительство, подписавшее постановление о развитии сети «Народных ресторанов». Впрочем, пристальный интерес к рынку быстрого питания объясняется и другими факторами. «Фаст-фуд сегодня – самый свободный сегмент на рынке питания, – сказала эксперт компании BBPG Мария Тимирбаева. – Сегмент ресторанов люкс уже насыщен, а среднеценовой «вымывается», в первую очередь, из-за высокой стоимости аренды, роста цен на продукты и зарплат персоналу. Средний чек во многих ресторанах, еще недавно считавшихся демократичными, то есть предлагающими свои услуги за 20-25 долл. с человека, вырос до 350-50 долл., причем без заметного улучшения качества услуг». По мнению представителя ИК «ФИНАМ» Владислава Кочеткова, сегмент ресторанов со средним чеком от 30 долл. уже полтора-два года как заполнен. «Наибольшие перспективы сейчас у демократичных ресторанов, ниша которых заполнена не более чем наполовину, и фаст-фуда, – сказал он. – О его привлекательности говорит и то, что концентрация в этом сегменте еще невелика: в Москве, например, в четыре раза меньше подобных точек, чем в Праге». По данным специалистов консалтинговой компании «Ресткон», ежегодный прирост рынка фаст-фуда составляет около 20% – такая ситуация держится уже несколько лет и, очевидно, сохранится и в ближайшем будущем. «Многие рестораторы интересуются рынком быстрого питания, – прокомментировал ситуацию руководитель компании Андрей Петраков. –Дело в том, что рестораны быстрого питания в меньшей степени подвержены колебаниям потребительского спроса, на их основе удобно создавать сеть. Фаст-фуд отчасти становится залогом выживания игроков рынка». На вопрос, стоит ли с приходом новых игроков ожидать изменения качества обслуживания и питания, г-н Петраков ответил, что рестораторы стараются поддерживать качество в силу собственных имен, которые имеют вес на этом рынке. «Это дополнительный фактор в их пользу, – считает он. – Хотя понятно, что никто не ждет от таких заведений особых условий». В то же время, по мнению Владислава Кочеткова, залог успеха ресторанов фаст-фуда прежде всего в менеджменте. Сходного мнения придерживается и Мария Тимирбаева из BBPG. В дальнейшем, считает она, на рынке могут появляться новые концепции фаст-фуда, с более высоким средним чеком и более качественными услугами, которые частично заменят дорожающие демократичные рестораны. К тому же сегодняшний дефицит площадей в центре города, так или иначе «поведет» фаст-фуд в спальные районы. |