02.02.2005  А.Майлер: "Начинающим предпринимателям гораздо надежнее и целесообразнее покупать франшизу, нежели открывать собственный бизнес"

   На днях интервью ИА «Альянс Медиа» дал президент Российской ассоциации развития франчайзинга, председатель совета директоров Ассоциации франчайзинга Александр Майлер.
   В.: Александр Зиновьевич, расскажите, пожалуйста, об особенностях франчайзинга и его развитии в России за последние годы.
   
О.: Франчайзинг – это партнерский бизнес, в котором всегда есть как минимум два участника. Основной партнер (франчайзор) является продавцом готового бизнеса (франшизы), а множество мелких партнеров (франшизи) являются покупателями этого бизнеса. Однако в российском законодательстве нет определения франчайзинга, а есть лишь понятие «коммерческая концессия», которое прописано в 54 главе Гражданского кодекса. В этом документе франчайзор определяется как правообладатель, франшизи - как пользователь.
   В.: То есть получается, что франчайзинг как таковой в России юридически не определен?
   
О.: Совершенно верно, юридически у нас в стране франчайзинг не оформлен. Его содержание раскрывается в ГК под другим названием, и существует мнение, что коммерческая концессия, которая описана в 54 главе ГК – это не совсем франчайзинг. Хотя лично мне представляется, что основные элементы франчайзинга там отражены и особой коллизии нет в том, что это называется по-другому.
   В.: В чем же заключается суть франчайзинга?
   
О.: Суть в том, что хорошо показавший себя бизнес может мультиплицироваться. Сама идея франчайзинга основана на мультипликации успешных предприятий. Франчайзинг – это всегда сетевой бизнес, где присутствует сеть предприятий. Точками во франчайзинговой сети являются, как правило, малые предприятия или ПБОЮЛы. Поэтому, когда мы говорим о развитии франчайзинга, о его поддержке, мы таким образом невольно говорим о развитии и поддержке малого бизнеса. Однако обычно иностранный франчайзор не работает с конкретным малым предприятием, а продает "мастерскую" франшизу. Это значит, что иностранные фирмы продают какому-либо российскому предприятию право на развитие франшизы. А тот, кто купил это право, сам становится франчайзором и продает франшизы малым предприятиям.
   В.: Назовите, пожалуйста, несколько примеров успешных франчайзинговых систем в России и за рубежом.
   О.: Иностранные фирмы, работающие по франчайзингу в России – «Баскин Роббинс», «Сбарро» и многие другие. Российские франчайзоры – «Эконика»(обувь), «Бель постель», «Копейка», «Ароматный мир» и другие. В России франчайзинг не так развит, как за рубежом. Если в США около 1500 франшизных систем, то в России всего около 100.
   В.: Когда же франчайзинг начал развиваться в России?
   
О.: Точной даты назвать нельзя, но ориентировочно франчайзинг в России развивается с 1995 года. Первым примером франчайзинга в мире можно назвать опыт немецкой фирмы «Зингер», у которой возникла проблема с сервисным обслуживанием швейных машинок, для чего и потребовалось создание сервисной сети. Это было в начале ХХ века. Современные же черты франчайзинга появились у одноименных точек быстрого питания в США, где-то в 40-е годы ХХ века.
   В.: Как и когда появилась Ассоциация франчайзинга в России?
   
О.: На самом деле здесь история несколько запутанная. Дело в том, что существуют две юридически разные ассоциации. Первая ассоциация, Российская ассоциация развития франчайзинга, как общественная организация была создана в 1996 году группой инициативных людей, в числе которых был и я. Тогда еще не было закона о некоммерческих организациях. Со временем количество франшизных организаций увеличивалось, в 1997 году появился закон «О некоммерческих организациях», а в 1999 году была создана Ассоциация франчайзинга, в которую сегодня входят 40 франшизных компаний. Сегодня обе ассоциации практически объединены.
   В.: Каковы основные задачи этих ассоциаций?
   
О.: Прежде всего, это поддержка развития франчайзинга, защита интересов франшизных предприятий в органах власти, создание информационного поля для развития этого рынка, организация выставок и конференций, участие в зарубежных мероприятиях, образовательная функция.
   В.: Если можно, расскажите чуть подробнее об образовательной функции . О.: В предпринимательских кругах, как правило, нет глубоких знаний о франчайзинге. Для того, чтобы передать наш опыт предпринимателям, мы проводим семинары, распространяем специализированную литературу на эту тему. В частности, ежегодно выпускаем путеводитель по франчайзингу, который распространяется на выставках и конференциях, а также по запросу любому желающему, в том числе и в регионах России.
   В.: Каковы итоги работы Ассоциации франчайзинга в 2004 году?
   
О.: Одним из главных мероприятий прошлого года стала очередная конференция «Франчайзинг в России 2004», которая прошла в рамках выставки «Купи бренд» в Экспоцентре на Красной Пресне. На конференции состоялся обмен опытом между российскими и зарубежными франшизными компаниями, продемонстрирован успешные примеры создания фрайчанзинговых предприятий на российском и зарубежном рынках.
   Одной из проблем развития франчайзинга в России я считаю то, что более 90 франшизных систем развиваются в Москве. Регионы не слишком развиты в этом плане. Мы совместно с Cистемой межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ) решили помочь регионам. В 2004 году ассоциацией совместно с ММЦ была организована конференция с участием представителей регионов и франшизных компаний.
   В.: Вы планируете продолжать эту работу в новом году?
   
О.: Да, конечно. Мы планируем в 2005 году сделать более развернутую конференцию на эту тему, постараемся дать более активный импульс развитию франчайзинга в регионах в новом году. Кроме того, в 2004 году начата процедура оформления по вступлению РАФ во Всемирный совет по франчайзингу. Мы подготовили все документы, направили в секретариат совета. Документально отбор пройден, остается сделать презентацию нашей ассоциации на заседании совета, который запланирован на октябрь 2005 года в Брюсселе. После этого нас должны принять во Всемирный совет по франчайзингу. Это сделает более активными международные контакты.
   В 2005 году мы также собираемся оживлять и поддерживать наш сайт, открыть новые разделы «Законодательство», «Форум», «Наши партнеры». Также мы планируем продолжить работу над англоязычной версией сайта. Он был создан в 2004 году, в новом году мы будем его развивать и совершенствовать.
   В.: Вы упомянули о рубрике «Законодательство», планируется ли вносить какие-либо предложения по нормативно-правовой базе франчайзинга в России?
   
О.: Я не могу сказать, что отсутствие в настоящее время юридического понятия франчайзинга мешает его развитию. Другое дело, что 54 главу ГК надо корректировать. Возможно, в этом году мы откроем дискуссию на эту тему на нашем сайте в разделе «Законодательство». Однако корректировать такой документ как ГК достаточно сложно. Когда возникает вопрос о совершенствовании этой главы, законодатели нам отвечают, что раз отсутствует судебная практика в этом отношении, прецеденты, то и менять существующее законодательство незачем. Хотя мы неоднократно направляли свои предложения в Госдуму, участвовали в парламентских слушаниях. Все наши предложения были одобрены, но для реального продвижения наших идей в ГД до сих пор ничего не сделано.
   В.: А не возникало ли идеи о разработке отдельного закона о франчайзинге?
   
О.: МЭРТ интересовалось этим вопросом и предлагало разработать такой закон. Но я тогда выступил категорически против этого закона. Ведь если мы будем создавать закон о франчайзинге, то он должен корреспондироваться с действующими положениями ГК, а если там заложены пороки, то нам пришлось бы повторять эти пороки и в новом законе. Я предлагал сначала внести изменения в ГК, а потом уже создавать соответствующий закон. В результате процесс остановился из-за сложности корректировки такого высокого документа, как Гражданский кодекс. Но франчайзинг развивается несмотря ни на какие пробелы в законодательстве.
   В.: Как Вы считаете, почему малые предприятия все-таки недостаточно активно участвуют в системе франчайзинга? Может, это происходит от недостатка информации?
   
О.: Да, возможно, отчасти это связано с незнанием малыми предприятиями всех тонкостей франчайзинга. Чаще всего у предпринимателей возникает вопрос: надо ли покупать франшизу или можно открыть этот бизнес без всякой франшизы. Во-первых, для того, чтобы купить франшизу, сразу нужны деньги, и потом каждый месяц придется платить франчайзору роялти. Но при этом есть определенные гарантии надежности такого бизнеса. Статистика говорит о том, что из 10 самостоятельно открытых предприятий 9 прекращают свое существование в течение 3-5 лет. А во франчайзинге выживают 9 из 10 предприятий. Я считаю, что начинающим предпринимателям гораздо надежнее и целесообразнее покупать франшизу. Это готовая ниша, предпринимателя научат вести бизнес, и он всегда сможет посоветоваться с франчайзором.
   В.: А с точки зрения административных барьеров - что легче, открыть самому предприятие либо купить франшизу и работать по системе франчайзинга?
   
О.: С этой точки зрения – абсолютно одинаково. Чиновнику все равно, от кого получать взятку.
   В.: Как вы считаете, насколько важна информационная поддержка для малого бизнеса?
   
О.: Она нужна и важна. Знание - сила, и я с этим лозунгом совершенно согласен. Ведь огромное количество ошибок предприниматель делает из-за незнания. А ошибки предпринимателей – это прямые финансовые убытки. Каждый предприниматель должен иметь источник получения знаний. Портал «Альянс Медиа» в какой-то степени является таким порталом. Наиболее доступным способом получения информации для малого бизнеса я считаю сеть Интернет.
   В.: Что бы Вы пожелали начинающим предпринимателям?
   
О.: Малым предпринимателям пожелание простое: «Семь раз отмерь и только один раз отрежь». Также я советую поступать и при принятии решения, самостоятельно открыть бизнес или купить франшизу. Надо семь раз подумать и только потом решить.