01.02.2005  Для российских потребителей страна-производитель товара перестает иметь значение

   Во вторник, 1 февраля, в «Мариотт Гранд Отеле» компания Data Direct представила результаты социо-маркетингового исследования «Портрет российского потребителя. 2004 год». Data Direct входит в холдинг «ППЕ Группа», который является лидером российской дистанционной торговли. Компания проводит подобные исследования с 2002 года.
   Презентацию провела аналитик компании Data Direct Юлия Рыковская. По ее словам, задача данного исследования - расширение базы данных компании информацией о стиле жизни клиентов, об уровне их дохода, потребительских предпочтениях - что позволило бы компании открыть новые товарные направления. Кроме того, благодаря данному исследованию, считает аналитик компании, можно получить ответы на ряд вопросов - как удержать клиента, как завоевать аудиторию конкурента и проч.
   Ю.Рыковская сообщила, что в 2004 году из базы Data Direct было выбрано 200 тыс. человек, проживающих в различных регионах России, которым была послана анкета с 70 вопросами о потребительских предпочтениях и стиле жизни. Выборка проводилась по степени активности реакции респондентов на различные маркетинговые акции. Респонденты были разделены на три группы: активные покупатели товаров по почтовым каталогам и в интернет-магазинах (140 тыс. человек); респонденты, чья покупательная активность является средней (30 тыс. человек); не покупающие товары через дистанционные каналы торговли вообще (30 тыс. человек). Респонденты были разделены на группы по полу и возрасту. Data Direct получила 35 тыс. заполненных анкет, таким образом, отклик составил около 15%, тогда как среднеевропейский отклик при проведении аналогичных исследований обычно не превышает 2-3%, отметила Ю.Рыковская.
   Она сообщила, что исследование проводилось во всех федеральных округах РФ. По данным исследования, наиболее активные пользователи дистанционных каналов торговли – россияне, проживающие в Центральном и Приволжском федеральных округах.
   По данным исследования, в 2004 году по сравнению с предыдущим годом среди респондентов увеличилась доля работающих (с 50% до 60%) за счет снижения доли безработных (с 20% до 8%). Чтобы оценить доходы респондентов, рассказала она, в исследование были включены вопросы, ответы на которые могут служить косвенным показателем уровня дохода. Такими косвенными показателями являются наличие автомобиля или намерение его приобрести, желание взять банковский кредит и проч. Так, по данным исследования, более 30% респондентов уже имеют автомобиль, почти 25% собираются в 2005 году его приобрести. 32,1% опрошенных уже воспользовались какими-либо банковскими кредитами, более 36% собираются взять кредит в 2005 году. Причем отмечается потребность в крупных (более 100 тыс. рублей) и долгосрочных (более 24 месяца) кредитах.
   По словам Ю.Рыковской, 25% респондентов отдают предпочтение товарам российского производства, 10,6% - зарубежного, для 53,5% респондентов страна-производитель значения не имеет. Более молодые респонденты (от 24 до 34 лет) стремятся приобретать товары зарубежных производителей, тогда как представители старшего поколения отдают предпочтение отечественным товарам.