27.01.2005  Битва зарубежных производителей автомобилей за российских покупателей начнется уже в этом году

   По предварительным оценкам, отечественный рынок легковых иномарок в 2004 г. вырос на 85%. А наибольших успехов добились в основном производители корейских и японских машин, более конкурентоспособных по цене и качеству. В то же время большинство производителей европейских марок показали результаты поскромнее. Дороговизну европейских автомобилей не смогли нейтрализовать даже перевод цен в доллары, кредиты от производителя, сезонные скидки и т. п. Учитывая, что российский рынок не будет расти до бесконечности, по прогнозам, конкуренция среди зарубежных компаний уже в ближайшее время сильно возрастет. При этом тяжелее всего придется именно европейским автопроизводителям.
   По оценке информационного агентства LADAONLINE, в 2004 г. на российском автомобильном рынке было реализовано порядка 355-360 тыс. новых иномарок (без учета Chevrolet-Niva) на сумму около 7,5 млрд долл. Рост данного сегмента российского автомобильного рынка за год составил около 85%. Лидером среди иномарок стала корейская компания Hyundai, которой удалось реализовать 50 тыс. 686 автомобилей – вдвое больше, чем в 2003 г. На втором месте японская компания Toyotа, которая продала 47 тыс. 426 автомобилей (включая 3559 шт. под брендом Lexus). Третью строчку в рейтинге иномарок на российском рынке занял Ford. Благодаря российской сборке этой компании удалось реализовать почти 40 тыс. автомобилей. Следом за тройкой лидеров идут Daewoo (35,4 тыс. шт.), Mitsubishi (30,1 тыс. шт.), Nissan (28,4 тыс. шт.) и Kia (18,8 тыс. шт.). В «десятку сильнейших» также попала Renault, которой удалось продать более 16 тыс. автомобилей. Opel и Peugeot немного не дотянули до отметки в 10 тыс. шт. Суммарно эти десять брендов иностранного производства покрывают более 80% рынка иномарок в России.
   Автомобили азиатских производителей пользуются наибольшей популярностью по вполне объяснимым причинам. «Азиатские банки искусственно поддерживают низкую стоимость собственных валют по отношению к доллару. Соответственно, корейские и японские автомобили более привлекательны по ценам, исчисляемым в долларах. Есть и еще один немаловажный момент. У японских автомобилей традиционно высокое качество, а корейские автопроизводители достигли такого же уровня качества 5 лет назад и успешно его сохраняют», – сказал Сергей Алексейчук, независимый эксперт автомобильного рынка.
   В то же время европейские зарубежные производители находятся в противоположной ситуации. «Из-за высокого курса евро в последние два года себестоимость автомобилей, собираемых в Европе, выросла на 50%, что, естественно, отразилось и на их цене, – отмечает Сергей Алексейчук. – Причина того, что автомобили европейских марок проигрывают «корейцам» и «японцам» по продажам, проста. Существует определенный коридор цен на примерно аналогичные автомобили – то есть нижний и верхний предел того, сколько большинство покупателей готовы за них заплатить. Беда автомобилей европейских марок в том, что из-за высокого курса евро они перешли верхний предел этого ценового коридора в отличие от тех же Hyundai и Toyota».
   Правда, европейцы, имеющие не столь впечатляющие продажи в России, как азиатские автопроизводители, также пытаются «не отстать от поезда» и сейчас подстраиваются под нужды российских потребителей. В частности, переводят цены в доллары, предлагают кредиты от производителя, сезонные скидки и т. д. для того, чтобы отвоевать клиентов у продавцов корейских и японских машин. Вместе с тем рынок новых иномарок России – не резиновый, он будет постепенно насыщаться, в основном за счет наращивания импорта (сборочные производства иномарок в России все еще малы, и выходить на серьезные мощности пока никто не решается). Соответственно, конкуренция в сегменте иномарок только возрастет. Причем время, когда произойдет насыщение рынка, не за горами. «В 2005 г. в России будет продано 430-440 тыс. новых иномарок без учета Chevrolet-Niva, то есть темпы прироста рынка иномарок будут заметно ниже, чем в 2004 г. Однако сам этот сегмент российского автомобильного рынка еще далек от насыщения. По нашим прогнозам, он насытится через несколько лет», – сказал Виктор Цховребов, аналитик ИК «Ренессанс Капитал».
   Понятно, что задолго до насыщения начнется нешуточная борьба за покупателей, свидетелями начала которой мы станем, возможно, уже в этом году. Несмотря на предпринимаемые усилия по привлечению покупателей, продукция европейских автопроизводителей все равно остается дороже корейских и японских автомобилей. О создании же серьезных по объемам выпуска сборочных производств автомобилей европейских марок в России речи пока не идет. При этом на радикальное решение проблемы европейские производители, судя по всему, не пойдут. «В условиях дорогого евро европейские автопроизводители должны реструктуризировать свои производственные планы, то есть перевести свои производства из Европы в страны Латинской Америки, в Турцию и т. п., что позволит им снизить себестоимость автомобилей и сделает их конкурентоспособными по ценам. Но, как показывает опыт, производители европейских автомобилей часто живут в мире своих представлений, и некоторые из них до сих пор уверены, что их автомобили – самые лучшие, а Hyundai – это «Жигули» корейского производства. Но понятно, что недостаток гибкости в этом вопросе сыграет против них», – говорит Сергей Алексейчук. Поэтому для того чтобы остаться на российском рынке, больше всего придется стремиться к гибкости именно «европейцам». «Для того чтобы сохранить и несколько увеличить свою рыночную долю, производителям европейских автомобилей в любом случае придется держаться в пределах ценового коридора только за счет еще больших скидок и прочих стимулирующих продажи маркетинговых шагов», – отмечает эксперт.