27.01.2005 Персональный ассистент может стать "серым кардиналом" Организаторских способностей руководителя компании может не хватать на то, чтобы руководить самим собой. Именно поэтому многие директора подбирают себе персонального ассистента. Выбор помощника зачастую становится непростым делом. Как отмечает Екатерина Успенская, директор по работе с персоналом компании “Альфа Страхование”, на позицию персонального ассистента крайне сложно найти подходящих кандидатов: “Чаще всего к положительным результатам приводит "штучный", ювелирный поиск”. По мнению экспертов, главным критерием при выборе персонального ассистента становится психологический портрет кандидата. Именно на психологические характеристики советует обращать внимание в первую очередь гендиректор Headhunter.ru Юрий Вировец. А по словам Леонида Викторова, генерального директора российского подразделения корпорации IFS, важны далеко не только пунктуальность и исполнительность: “Мне важно, чтобы мой персональный помощник обладал теми качествами, которых нет у меня”. “Работа гендиректора всегда связана с большими объемами информации самого разного характера, — говорит Вировец. — Поэтому персональный ассистент должен уметь быстро и четко реагировать на те информационные потоки, которые проходят через него”. По словам Вировца, эту способность можно выявить уже на первом собеседовании. Впрочем, даже мобильность и стрессоустойчивость не могут быть основными критериями выбора. С персональным помощником гендиректор общается чаще, чем с большинством сотрудников в компании. Поэтому важнее всего психологическая, эмоциональная совместимость. По мнению специалистов, генеральный директор никогда не сделает предложения о работе человеку, который аккуратен, пунктуален и организован, но не нравится ему лично. Екатерина Успенская отмечает, что персональный ассистент вынужден решать много деликатных вопросов, поэтому он должен быть крайне дипломатичен: “Персональный помощник не должен раздражать. Как партнер в танцевальных парах, он должен быть незаметен, но в то же время незаменим и высокопрофессионален”. Впрочем, чрезмерное доверие гендиректора к своему персональному ассистенту может стать причиной серьезных проблем. Юрий Вировец говорит, что со временем персональный помощник приобретает серьезное влияние на своего руководителя и получает неформальную власть: “Обладая конфиденциальной информацией, ассистент может начать преследовать собственные интересы”. По словам Вировца, иногда приходится сталкиваться даже с финансовой нечистоплотностью. В силу своей занятости генеральный директор не может проследить, в какой компании и за сколько ассистент купил, например, авиабилет для своего руководителя. Для компании лишние $100 не станут проблемой, но отношения с персональным ассистентом, который положил их в карман, будут испорчены. Кроме того, постоянно общаясь с генеральным директором, персональный ассистент попадает под влияние неформальных групп в компании. Используя свою близость к гендиректору, персональный ассистент может даже неосознанно оказать давление на него с целью лоббирования интересов других сотрудников. Соглашаясь с Вировцом, Андрей Успенский, генеральный директор управляющей компании “Пиоглобал Эссет Менеджмент”, отмечает, что одним из возможных путей решения такой проблемы может стать ротация: “Персональных ассистентов лучше менять раз в два года. В дальнейшем сотрудник может или расти в компании в административном отделе, или уйти в другой бизнес, но работать персональным ассистентом ему будет гораздо сложнее”. Елена Рудавина, директор по персоналу издательства “Просвещение”, отмечает, что часто причиной конфликтов между гендиректором и его ассистентом может стать излишняя амбициозность помощника: “Стремление ассистента к карьерному росту не всегда импонирует руководителю”. Однако Ольга Исса, вице-президент, директор по PR УК “Пиоглобал Эссет Менеджмент”, говорит, что именно такт и умение понять своего руководителя помогают персональному ассистенту сделать следующий шаг в карьере. “Я начинала свою карьеру как персональный ассистент одного из управляющих западной компании, — рассказывает Исса. — После трех лет работы я поняла, что должность меня не устраивает. Однако тонкое понимание психологии моего руководителя помогло мне избежать конфликта. С другой стороны, гендиректор знал о моих карьерных устремлениях и всячески поощрял мое дальнейшее обучение и карьерный рост и не пытался всеми силами удержать меня в компании”. |