25.01.2005  Москва: инвесторы не хотят копать глубоко

   В понедельник в "Экспоцентре" на Красной Пресне открылась международная выставка "Подземный город-2005". Проведение ее в Москве неслучайно - в столице России наиболее остро ощущается дефицит свободных площадей. В планах столичных архитекторов - увести под землю паркинги и дороги, торговые центры и развлекательные заведения. Правда, инвесторы подводят: они пока куда активнее вкладываются в подземные торговые комплексы, чем в дороги и паркинги.
   “Весь город стоит в пробках, но найти инвестора, который бы решился вкладывать деньги в неокупаемые подземные автотрассы, практически невозможно, - рассказала "Известиям" начальник Управления инженерно-транспортного обеспечения Москомархитектуры Светлана Чуверина. - Ему нужны торговые ряды, которые быстро окупаются”.
   ”Дело не только в жадности инвесторов, - считает замначальника департамента градостроительной политики Москвы Александр Левченко. - Во-первых, Москва стоит на обводненных грунтах, и подземное строительство идет в тяжелых гидрологических условиях. Во-вторых, некоторые проекты не удалось реализовать из-за Министерства культуры, которое, к примеру, выступило против возведения подземного гаража под Манежем”.
   Проектировка и строительство подземных торговых центров идут гораздо быстрее. Возведение подземной части гостиницы "Москва", где должны разместиться рестораны и торговые ряды, уже началось. Пока неизвестно, когда начнется строительство двух подземных автотоннелей и торгового центра (он разместится напротив "Макдоналдса") под Пушкинской площадью. Однако турецкая фирма- инвестор вроде бы заинтересована в его реализации.
   ”Это сложный объект - под площадью залегает пласт гранита, - продолжает Светлана Чуверина. - Зато строительство подземного паркинга примерно на 2000 машин с небольшим торговым центром на площади перед Белорусским вокзалом начнется уже в этом году. Под Лубянской площадью должны построить четырехэтажный подземный паркинг, соединенный с "Детским миром" и станцией метро "Лубянская".
   Глава стройкомплекса Москвы Владимир Ресин также считает, что инвесторов от строительства подземных объектов пока еще отпугивает их дороговизна. “Со временем подземную Москву будут осваивать активнее, - считает он. - Спуститься под землю сложнее, чем построить небоскреб, но земля в Москве дорожает, а свободных площадок почти не осталось. Придется лезть под землю”.
   Вячеслав Ильичев, директор НИИ оснований и подземных сооружений, считает, что подземное строительство в Москве не опасно. “В столице опасность представляют старые русла Москвы-реки, которая за тысячелетия сотни раз меняла направление. Но бояться катастроф не стоит - гидрогеология города хорошо изучена. При грамотном подходе любые проблемы решаемы. Гарантию надежности строениям обеспечивают СНиПы - жесткие нормативы, которые Госстрой разрабатывал десятки лет и которые гарантируют надежность возводимых зданий и сооружений, в том числе и подземных”.