19.01.2005  Швейцария скупает русский хлеб

   
   Во вторник Международная зерновая компания (МЗК), которая принадлежит швейцарскому гиганту Glencore International, купила у "Альфа-Эко" Ростовский комбинат хлебопродуктов. Это одно из крупнейших предприятий, отгружающих зерно Юга России на экспорт. Швейцарцы планируют продолжить экспансию на российский рынок и скупить еще несколько десятков подобных комбинатов, вложив в них $100 миллионов.
   Во вторник компания "Альфа-Эко" сообщила о продаже ООО "Ростовский комбинат хлебопродуктов" Международной зерновой компании - "дочке" крупного международного трейдера Glencore International AG. Эта швейцарская компания много лет занималась покупкой российского зерна и продажей его на Западе, а теперь она приступила к скупке отечественных элеваторов и хлебозаводов. Сколько швейцарцы выложили за ростовский комбинат, не сообщается - стороны заключили договор о неразглашении коммерческой составляющей сделки. Но, по оценкам независимых экспертов, сумма может превысить $5 млн.
   "Обычный элеватор стоит от $1.5 до 3 млн. Но ростовский КХП находится непосредственно в зоне, из которой зерно отгружается на экспорт, поэтому стоит дороже", - говорит гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. Кроме того, на цене, по словам управляющего директора "Альфа-Эко" Игоря Барановского, сказалось и то, что "мы вкладывали средства в усиление менеджмента, привлекли новых компетентных людей на завод, улучшили операционную деятельность". Сколько в итоге на этой сделке заработала "Альфа-Эко", точно не известно.
   По данным аналитиков, Glenсore и его "дочка" только начинают покупать российские активы. Еще в момент образования МЗК представители Glencore официально заявляли, что готовы потратить на покупку элеваторов и создание экспортной инфраструктуры в России до $100 млн. При этом компанию интересуют исключительно объекты, расположенные в производящих регионах - таких, как Юг России (Новороссийск, Ставрополь, Волгоград), Черноземье и Поволжье. То есть там, где собирают хлеб, который потом идет на экспорт. Но при осуществлении этой экспансии МЗК может столкнуться с технической проблемой - физическим отсутствием такого количества элеваторов и комбинатов, мало-мальски пригодных к работе, да еще и готовых к продаже.
   Это предположение отчасти подтверждает и директор по маркетингу МЗК Николай Демьянов: "На рынке сейчас очень немного предприятий, которые можно купить. Рынок перегрет, цены на интересующие нас активы завышены. Но, к счастью, у нас нет четкого плана покупок, и мы не берем что попало. Возможно, медленно, но мы купим все, что нам понадобится".