17.01.2005 Российский лесоэкспорт снова хотят загнать "в тень" Специализированная сертификация древесины и некоторых продуктов ее переработки вводится в регионе Евросоюза с 1 марта 2005 года. Эта мера, по мнению разработчиков документа, должна воспрепятствовать контрабандным поставкам лесосырья из России. Ведь по данным европейской статистики, с конца 1980-х годов до примерно 2001-2002 года около половины ежегодного лесоэкспорта из РФ составляли нелегальные контрабандные поставки, не регистрируемые российскими таможенными органами. Однако, как полагают специалисты Минприроды и Федеральной таможенной службы РФ, в настоящее время проблема контрабандных поставок леса из России уже не является актуальной. За последние 2-2,5 года большая часть российского лесоэкспорта легализовалась, приняв на вооружение относительно законные схемы "оптимизации" налогообложения и таможенных сборов. Поэтому решение Брюсселя в реальности направлено прежде всего против дешевых российских лесопоставок, по темпам роста которых РФ в последние годы стабильно занимает одно из первых мест в мире. В итоге давно запланированный удар Евросоюза приходится теперь уже не по контрабанде, а по вполне цивилизованному российскому бизнесу. Вводимые Евросоюзом меры, изначально направленные на пресечение контрабандных поставок в страны Евросоюза, существенно повлияют и на ценовую политику в сфере импорта. Как минимум треть ежегодно импортируемых из зарубежной Европы продуктов лесопереработки по-прежнему составляет доля товаров, изготовленных из российского же сырья. В том числе по "евромебели" этот показатель достигает 45-50 процентов. Дело в том, что рентабельность вывоза из России упомянутых сырья и полуфабрикатов примерно на 50 процентов выше по сравнению с рентабельностью их внутрироссийской переработки. Это главный фактор всевозможного экспорта российского лесосырья и растущих объемов импорта товаров глубокой переработки леса, в т.ч. российского. Даже из Восточного Средиземноморья и Юго-Восточной Азии. Многочисленные ведомственные постановления и сценарии развития отечественного лесного комплекса должного эффекта не дают; нет пока и чёткой нормативно-законодательной базы по регулированию экспорта/импорта лесотоваров, ответственности за недостоверную информацию по экспортно-импортным сделкам с "лесопродуктами". Похоже, обеспечение в этом секторе экономики и внешней торговли информационной прозрачности (достоверности) и должного контроля едва ли возможно без вмешательства Счетной Палаты РФ. Кстати, аналогичные нарушения недавно выявлены ею в алюминиевой промышленности России, особенно - в экспорте/импорте толлинговых ("давальческих") бокситов и глинозёма. Вероятно, этот опыт придётся повторить. |