17.01.2005  Потребительские предпочтения россиян

   
   Прошлый год в России уже назван "годом потребителя". Граждане избавлялись от стремительно дешевеющих долларов и тратили их на покупки, развлечения и отдых. Кроме того, россияне тратили не только свои, но и кредитные средства (по сравнению с предыдущим годом в 2004 году объем потребительского кредитования удвоился). По данным опроса, проведенного в конце декабря 2004 года Институтом сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ), большинство респондентов в прошлом году потратили деньги на покупку бытовой техники и электроники, в списке потребительских предпочтений значились также автомобили, недвижимость и земельные участки. По прогнозам, россияне не откажутся от стремления к красивой жизни и в наступившем году.
   Эксперты Института сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ) в конце прошлого года провели опрос среди 1050 россиян от 18 лет. Исследование было построено на основе случайной многоступенчатой вероятности выборки граждан, постоянно проживающих в России.
   Первым делом эксперты поинтересовались мнением россиян о том, насколько удачно сложился 2004 год для страны. Интересно, что откровенных пессимистов и оптимистов среди опрошенных оказалось немного: 4% посчитали, что он был гораздо лучше предыдущего, и столько же сочли, что намного хуже. Примерно 30% респондентов посчитали, что 2004 год оказался немного лучше 2003-го, а 15% назвали его менее удачным. Наибольшее количество опрошенных (42%) не увидели разницы между двумя последними годами, а 5% респондентов затруднились ответить на этот вопрос.
   Что касается личных успехов и неудач, то 26% опрошенных в принципе довольны результатами прошлого года, 16% были разочарованы, 42% не заметили в нем ничего особенного. У 5% респондентов год Обезьяны сложился намного удачнее, чем 2003-й. В прошлом году все валилось из рук у 9% опрошенных. В ответ на просьбу охарактеризовать 2004 год одним словом 10% назвали его 'хорошим', а 28% - 'плохим'.
   Как выяснилось, большинство опрошенных в прошлом году потратились на покупку мобильного телефона, телевизора, стиральной машины и прочей бытовой техники. Новый автомобиль приобрели 5% респондентов, квартиру или дачу - 2%, мебель - 10%.
   Несмотря на сокращение доходов, рост инфляции, неразбериху с долларом, монетизацией льгот, 38% россиян считают, что наступивший год будет лучше предыдущего. Впрочем, пессимистов среди опрошенных всего на 2% меньше.
   В 2005 году, как следует из результатов опроса, большинство респондентов планирует приобрести бытовую технику и электронику, 13% намерено сесть за руль нового автомобиля, а 5% собирается вложить деньги в покупку недвижимости.