12.01.2005 Российский Союз туриндустрии проведет общую встречу туроператоров для выработки единой стратегии по выплате компенсаций На этой неделе Российский Союз туриндустрии (РСТ) проведет общую встречу туроператоров, работающих на направлениях Юго-Восточной Азии. Ее участники выработают единую стратегию по вопросам, связанным с выплатой компенсаций по несостоявшимся поездкам после трагедии в этом регионе. Хотя пока никто даже приблизительно не может оценить ущерб, нанесенный туристическому рынку, очевидно, что речь идет о весьма значительных суммах. По некоторым данным, потери, которые несут сейчас компании, оцениваются в 5–6 млн долларов. И хотя руководство Ростуризма еще в конце декабря рекомендовало участникам рынка возместить полную стоимость поездок, ясно, что это маловероятно. Компании решают «финансовый вопрос» практически по каждому отдельному случаю, причем сделать это безболезненно удается лишь крупным игрокам. Для сравнительно небольших компаний выплата компенсаций может закончиться банкротством – им просто не хватит оборотных средств для этой процедуры. Уже спустя три дня после трагедии руководство Федерального агентства по туризму призвало компании в досудебном порядке возместить полную стоимость путевок в Юго-Восточную Азию тем туристам, кто отказался от отдыха в этом регионе. Тем не менее, по данным РСТ, ситуация с возвратом денег далеко не такая радужная. Главную проблему составляет, прежде всего, отсутствие единой позиции у владельцев гостиниц и авиаперевозчиков. В частности, гостиницы острова Пхукет предлагают возвращать не деньги, а услуги. И лишь немногие перевозчики, по сообщению пресс-службы РСТ, в конце года обещали туроператорам вернуть всю стоимость перевозки. И это притом, что Федеральное агентство воздушного транспорта запретило взимать штрафы за отказ от полета. Но, как и владельцы гостиниц, авиаперевозчики стараются «записать» эти средства в счет последующих рейсов. Тем не менее некоторые компании уже сейчас заявляют о том, что готовы выполнить все обязательства перед своими партнерами на туристическом рынке. «Все деньги по отмененным чартерным рейсам будут возвращены туроператорам, – сказал представитель компании «Трансаэро» Сергей Быхал. – Поскольку мы осуществляли чартерные цепочки на Пхукет на основе жестких блоков туроператоров-консолидаторов, то по соответствующим правилам пассажирам необходимо обращаться именно к ним». Сложившаяся ситуация усугубляется тем, что Таиланд так и не объявил зоной бедствия ни один из пострадавших районов. Более того, на пресс-конференции советник посольства королевства г-н Ваттана рекомендовал либо предлагать туристам менять курорты, либо отложить поездку на более поздний срок. Если же ни один из предложенных вариантов клиентов не удовлетворит, тогда им придется вернуть деньги. Следовательно, действовать в рамках форс-мажорных обстоятельств пока не представляется возможным. Словом, очевидно, что ответчиками в данном случае окажутся именно туристические компании. Пока они действительно предлагают перенести поездку либо выбрать другой курорт, что несколько «удешевляет денежные потери». Но факт остается фактом: рано или поздно им придется выплачивать компенсации. Как рассказала представитель РСТ Ирина Тюрина, сейчас выплаты идут на основе джентльменских соглашений. «Речь идет о возврате стоимости наземного обслуживания по путевке, – прокомментировала она. – Но пока деньги не приходят, многие предлагают взаимозачет. Если же компании будут расплачиваться, что называется, живьем, то они попросту обанкротятся». При этом отказы поступают до сих пор. «В настоящее время закрыты продажи на Пхукет. Что же касается Паттайи, то одновременно идут аннуляции туров – за неделю их поступило больше тысячи – и новые бронирования, – сказала заместитель генерального директора по маркетингу компании «Натали турс» Татьяна Чувилкина. – Сейчас ведутся переговоры о возмещении потерь с перевозчиками и отельерами. Фактически каждый случай будет разбираться отдельно, и однозначно ясно, что наличные средства никто возвращать не будет». Относительно возможных судебных разбирательств (а многие участники рынка не сомневаются в том, что они все же будут) г-жа Чувилкина отметила, что суд, несмотря на позицию самого королевства Таиланд, может применить статью об обстоятельствах непреодолимой силы. Сходного мнения придерживаются и в РСТ. «По опыту КонфОП, велика вероятность того, что суд примет сторону фирм, – сообщила Ирина Тюрина. – В такой ситуации очевидно, что это – форс-мажор». А председатель правления КонфОП, комментируя вопрос о судебных разбирательствах, сообщил, что вины турбизнеса в данном случае перед потребителями нет. «Ключевой момент в данной ситуации – тот факт, что все это форс-мажор, – сказал он. – Это трагедия, и давить на компании, требуя 100%-ной выплаты стоимости путевок, не стоит. Все участники, предоставляющие услуги туристам, должны четко оценить, кто и какие убытки понес, и вернуть часть денег. Относительно судов – я думаю, что будут признаны форс-мажорные обстоятельства, так что гарантировать получение 100% стоимости через разбирательство – безответственно». |