27.12.2004  Киров: администрация решила сузить круг предпринимателей, занимающихся перевозками

   Накануне отмены льгот на бесплатный проезд в общественном транспорте города Кирова снова накалились страсти. Горадминистрация объявила о проведении конкурса по организации пассажирских перевозок, решив сузить круг предпринимателей, занимающихся перевозками, с двух десятков до шести. А чепэшники, входящие в ассоциацию автоперевозчиков, решили, что их хотят подстроить под фаворитов рынка, и обратились в управление федеральной антимонопольной службы. В результате конкурс отложили.
   "Я считаю, что сегодня рынок транспортных перевозок сложился, устоялся.
   Ломать его совершенно не нужно, - сказал президент ассоциации автоперевозчиков Федор Худяков. - Городские власти до сих пор пытаются работать административными методами. И мы только через суд добиваемся справедливости".
   К слову сказать, частные перевозчики, отстаивая свои права на независимость, ни одного суда пока не проиграли. И в этот раз антимонопольное управление встало на их защиту, направив главе города письмо с требованием пересмотреть условия конкурса, так как, проводя муниципальный заказ на организацию пассажирских перевозок, муниципалитет фактически перекладывает свои обязанности на перевозчиков и нарушает тем самым антимонопольное законодательство.
   Заместитель главы горадминистрации по вопросам ЖКХ и транспорта Павел Кошкин считает, что подобными решениями и предписаниями антимонопольное управление, как и прокуратура, планомерно осаживает муниципального авто- и троллейбусного перевозчика.
   "Прокуратура в этом отношении заняла крайне беззубую позицию, - сказал Кошкин, пару лет возглавлявший ОАО "Городская транспортная компания". - Муниципалов прижимали с предоставлением льгот так, что трещало все. Меня лично оштрафовали на 5 тысяч рублей. А частный перевозчик спокойно доездил до мая, взимая плату со всех подряд, ни один из них не был оштрафован, снят с линии или как-то еще наказан".
   Конкурс же, по его словам, стал насущной необходимостью, чтобы "сбалансировать маршрутную сеть". Потому что на сегодняшний день центр города перегружен общественным транспортом. "Пазики" стоят десятками в очередь на остановках, а окраины оказались фактически отрезанными от центра города. Сначала частные перевозчики вытеснили муниципалов с наиболее "рыбных" маршрутов, из центра города, а потом взялись и за окраины. Но что из этого вышло? Городские автобусы вынуждены были уйти с нововятского направления, фактически перестали ездить в Ганино, на спичфабрику. А частники, почувствовав, что прибыли там искать не приходится, вскоре оставили эти периферийные маршруты, оголив их.
   И наказать перевозчиков за то, что они не выполняют график движения, снимают автобусы, у городской власти не оказалось законных рычагов. Вот для того, чтобы объединить в одних руках прибыльные и менее прибыльные, даже убыточные, направления, и был замыслен этот конкурс.
   После письма из антимонопольного управления администрация города конкурс все-таки отложила. В январе здесь будет разработана схема, по которой власти постараются взять под контроль маршрутную сеть города. Павел Кошкин видит возможность влиять на ситуацию через согласование маршрута и утверждение графика - такие полномочия у администрации есть.
   "Против тех, кто не заключит с нами новый договор, будут возбуждены судебные дела по незаконной эксплуатации маршрутов, - сказал он. - Я надеюсь, что наиболее лояльная часть перевозчиков будет с нами работать.
   А конкурс проведут уже по муниципальному заказу на перевозку пассажиров по убыточным маршрутам с возмещением части затрат из городского бюджета".
   Некоторые частные перевозчики, разумеется, крупные, с условиями, предложенными горадминистрацией, согласились и даже подали документы на участие в конкурсе. Так, например, директор ООО "Линия-Авто" Леонид Каргапольцев считает, что "эта затея правильная, нужная, чтобы как-то упорядочить движение на маршрутах в городе Кирове. По мнению Каргапольцева, если грамотно поставить работу, то убыточных маршрутов не будет, а только менее прибыльные и более прибыльные.
   Впрочем, большая часть частных перевозчиков считает, что их опять пытаются "ломать через колено", как это уже происходит в течение примерно двух лет. "Администрация города Кирова заявляет, что якобы так много перевозчиков в Кирове развелось, что им стало неудобно с нами работать, - говорит президент ассоциации автоперевозчиков Федор Худяков. - Пора бы их число как-то сократить. Вот они и попытались оставить шесть перевозчиков, а остальные вроде как окажутся за бортом".
   По его мнению, городскому транспорту бы как раз заняться перевозками на периферии.
   Возможностей для получения дотаций у них больше. А устоявшийся рынок пассажирских перевозок надо оставить в покое. Что же касается попытки повлиять на перевозчиков посредством договора о согласовании маршрутов и графиков движения, то это бесперспективно, считает Худяков. Ведь по закону договор с администрацией города не является правом работы на маршруте. И, даже если у частного предпринимателя не будет такого договора, ему вполне достаточно лицензии, которая у него есть, и паспорта на маршрут, который у него тоже есть, - он бессрочный.