27.12.2004 Чиновники извлекают прибыль из терактов Минтранс отменил распоряжение Федерального агентства воздушного транспорта, обязывающее агентов, занимающихся продажей и бронированием авиаперевозок, проходить обязательную сертификацию. Но суть дела, как выяснилось, все равно не изменилась. В конце прошлой недели Ассоциация агентств воздушного транспорта (ААВТ) направила очередное письмо в адрес министра транспорта Игоря Левитина с повторной просьбой прояснить ситуацию вокруг обязательной сертификации агентов, занимающихся продажей и бронированием перевозок. Напомним, что в начале осени, после августовских терактов, в адрес всех авиаперевозчиков поступила телеграмма от Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ) с требованием в течение двух недель прекратить работу агентов, не имеющих государственного сертификата. Данная телеграмма вызвала настоящий ажиотаж в рядах агентов, которым пришлось в очень сжатые сроки подавать документы и проходить сертификацию в единственном на тот момент центре, уполномоченном заниматься этими проблемами – «Аэрогаранте». Услуги сертификации (стоимость которых нигде законодательно не установлена) по понятным причинам резко подорожали, и, по словам президента ААВТ Юрия Шабунина, вместо обычных 30 тыс. руб. для мелких и 300 тыс. руб. для крупных агентов превысили 500 тыс. руб. ААВТ отправило тогда в адрес Игоря Левитина первое письмо с просьбой разъяснить ситуацию, так как представители ассоциации считают это требование совершенно незаконным, ведь по действующему законодательству сертификации подлежат не услуги и юридические лица, а только товары, произведенные на территории страны. Итогом стал появившийся через три месяца приказ Минтранса (в середине января этого года), отменяющий распоряжение ФАВТ. Но суть дела осталась неизменной – сертификация агентов все равно остается обязательной. Система сертификации на воздушном транспорте была создана при Федеральной службе воздушного транспорта в 1999 г. С тех пор государственные органы гражданской авиации неоднократно реорганизовывались, например, отвечающего за сертификацию органа – Госстандарта – уже не существует. В этой ситуации чиновники решили переложить ответственность за сертификацию на управление перевозок ФАВТ, которое, в свою очередь, на волне популярной осенью темы – борьбы с терроризмом – и отправила перевозчикам вышеупомянутую телеграмму. Так как никаких законодательно установленных цен на подобные услуги не существует, то «антитеррористическая» инициатива ФАВТ влетела агентам «в копеечку». Любопытно, что помимо огромных очередей и появившихся тогда спекулятивных цен на услуги, по словам Юрия Шабунина, агенты вынуждены были еще и оплачивать проезд комиссии Центра по сертификации к местам проверки, их проживание и питание. «Еще одно изобретение действующей системы сертификации – это справка о финансовом состоянии предприятия, необходимая для предъявления в Центр сертификации и без которой документы не рассматриваются, – рассказывает Юрий Шабунин. – Эту справку могут выдать только в одном заветном месте и за установленную таксу». В целом же, по словам г-на Шабунина, затраты, понесенные агентствами на сертификацию деятельности по бронированию и продаже перевозок, исчисляются миллионами рублей. «Если говорить о собственно затратах на оплату Центру сертификации его «работы по экспертизе», то эти суммы колеблются в весьма больших пределах», – добавляет он. Что касается эффективности такого процесса, то он весьма сомнителен – ведь агент является всего лишь посредником между авиакомпанией и пассажиром, и что именно может проверить в его деятельности государство – не очень понятно. Как рассказывают агенты, проверяется в основном их финансовая деятельность, которая к повышению безопасности имеет очень отдаленное отношение. Впрочем, в середине этого месяца, видимо, в ответ на активную деятельность ААВТ, Минтранс все-таки отменил распоряжение ФАВТ «Об организации работ в области обязательной сертификации» и «Об организации лицензирования деятельности в Федеральном агентстве воздушного транспорта». По версии Юрия Шабунина, подписанный приказ приостанавливает деятельность по сертификации бронирования и продажи авиаперевозок, однако, по версии «Аэрогаранта», ситуация выглядит совсем иначе. «Приказ Министерства транспорта отменил только распоряжение главы ФАВТ Николая Шиппеля, так как юристы посчитали его неправомерным, – поясняет директор «Аэрогаранта» Татьяна Орефьева. – Но государственная сертификация агентов осуществляется на основании Воздушного кодекса РФ и закона «О техническом регулировании», а значит, приказ не отменяет самой сертификации». По мнению г-жи Орефьевой, юристы просто посчитали, что более корректно будет в данном случае оформить эту обязанность агентов в виде распоряжения министра. Получается, что, фактически приостановив сертификацию и как бы удовлетворив запросы профессиональной организации, на самом деле Минтранс и не собирался менять ситуацию. Как рассказывает Юрий Шабунин, в ассоциацию уже звонят агенты, приостановившие деятельность по получению сертификатов с вопросами: что делать, ведь перевозчики продолжают требовать от них предоставления этих бумаг? Глава ААВТ предлагает им ссылаться на приказ Минтранса, однако убедит ли такой аргумент перевозчиков – сказать сложно. Причем официально придраться агентам вроде как и не к чему – со стороны данный процесс выглядит вполне добровольным, а в условиях, когда он уже запущен на полную мощь, даже отмена распоряжения ФАВТ ничего, по сути, не меняет. Юрий Шабунин сказал, что подготовил новое письмо Игорю Левитину с просьбой все же дать ответ на его предыдущий запрос. «В отсутствие официальных разъяснений со стороны уполномоченных государственных органов в области гражданской авиации деятельность Центра сертификации продолжается. Авиакомпании продолжают требовать от агентов сертификаты соответствия. Имеют место случаи, когда авиаперевозчики требуют сертификаты соответствия для продажи чартеров на новогодний сезон продаж», – говорится в письме АВВТ. |