22.12.2004  Рост импорта и укрепление рубля негативно сказалось на экономике РФ

   14-17 декабря ВЦИОМ провел опрос руководителей 100 предприятий пищевой, легкой промышленности, а также предприятий, производящих потребительские товары, в 10 регионах РФ. Цель опроса: выявить, как укрепление рубля и рост импорта сказались на работе предприятий в 2004 году.
   Согласно полученным данным, более 75% российских компаний испытывают на себе воздействие роста импорта и укрепления рубля и предпринимают ответные меры. По данным ВЦИОМ, снижение занятости из-за ухудшения ситуации с импортом и укреплением рубля может произойти на 13-16% крупных и средних предприятий.
   Около 18% компаний рассматривают возможность ухода с традиционных рынков сбыта и перепрофилирования деятельности из-за роста импорта. Среди последствий укрепления рубля предприятия называли уменьшение рынков сбыта, сокращение производственных инвестиций и сокращение прибыли.
   Полученные ВЦИОМ данные также показали, что предполагаемые положительные эффекты от укрепления рубля оказались минимальными. Так, предприятия не увеличивают закупки импортного оборудования: только 3% опрошенных предприятий упомянули об увеличении закупок импортного оборудования - это меньше, чем число предприятий, ожидающих снижения производственных инвестиций из-за роста импорта (5%).
   Кроме того, предприятия испытывают трудности с закупками иностранного сырья и материалов: более 10% опрошенных отметили трудности, возникшие в 2004 г. с закупкой импортного сырья, материалов и комплектующих. Это достаточно неожиданный результат, так как ранее считалось, что удешевление импорта промежуточных товаров может способствовать развитию отечественного производства.
   В то время как с октября 2004 года Банк России допустил 20 резких скачков курса доллара (в среднем каждый раз по 10 копеек), предприятия высказываются за стабильность курса рубля. Большинство производственных компаний учитывает валютный курс в финансовом планировании, из них более половины высказываются за его стабильность (в том числе 60% средних и крупных предприятий), свидетельствует ВЦИОМ.