22.12.2004  А.Гордеев: “Лицемерят одинаково и власть, и бизнес”

   Cельское хозяйство по-прежнему балансирует между стагнацией и падением производства. Эту многолетнюю тенденцию не могут переломить ни программа финансового оздоровления села, ни ограничение импорта мяса, ни появление в аграрном секторе иностранных и российских инвесторов. Но министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, возглавляющий это ведомство уже более пяти лет, уверен, что ситуация поправима, просто страна должна не жалеть денег на своих крестьян.
   При этом, по мнению А.Гордеева, государство должно ориентироваться на поддержку крупных агрохолдингов, а не отдельных фермерских хозяйств. "Крупные интегрированные структуры, которые контролируют всю цепочку от первичного производства до прилавка, являются будущим, - сказал министр. - Государству надо гордиться и поощрять подобные крупные компании, правильно регулировать рынки. И иметь с компаниями настоящее государственно-частное партнерство, связанное с тем, что есть комплекс социальных вопросов, которые надо решать вместе".
   Фермерское хозяйство не может стать основой АПК в России, считает министр. "Если мы говорим “американский и российский фермер”, то это две принципиальные разницы, - пояснил он. - Фермеры Америки — это все те, кто производит сельхозпродукцию. Если мы говорим “фермер России”, то имеем в виду частное лицо с организацией семейного типа, получившее небольшой надел земли и имеющее материально-техническое обеспечение на уровне феодального строя. Понятно, что такой уклад и такая организация производства не имеют будущего".
   Однако, отметил Гордеев, "те фермеры, которые сегодня создали крупнотоварное производство, имеющие по 2000, даже по 50 000 га земли, по 100 наемных рабочих, соответствуют мировому понятию “фермер”, и мы понимаем, что у них, как и у агрохолдингов, есть будущее. Можно ожидать, что они дальше будут между собой интегрироваться и кооперироваться, создавать финансово-кредитные кооперативы, машинно-технологические станции, потребительские кооперативы, которые занимаются переработкой и сбытом".
   "Таких фермеров мы будем активно поддерживать", - подчеркнул министр.
   А.Гордеев заметил, что в отношении российского АПК термин “сельское хозяйство” кажется ему более правильным, чем “аграрный бизнес”: "В моем понимании сельское хозяйство — это уклад жизни. Это очень многофункциональная деятельность людей, где присутствуют и хозяйственная деятельность, и социальная сфера, и гуманитарные, культурные аспекты, - сказал министр. - Если мы говорим об агробизнесе, то это уже вопрос экономики. Мы разрабатываем стратегию развития сельского хозяйства до 2010 г., и нам удалось найти общее мнение с экономическими экспертами, которые участвовали в разработке и оппонировании, — нельзя сельское хозяйство рассматривать или как агробизнес, или как социальный фактор. Если мы в этом деле хотим иметь успех, то должны рассматривать все в комплексе".
   "Многие из тех, кто стоит у истоков законотворческой деятельности и формирования экономической политики, не понимают, что сельское хозяйство в России нельзя рассматривать просто как сектор экономики, - подчеркнул А.Гордеев. - Это не просто ошибочная, а вредная затея и подход. Сельское хозяйство приносит очень много — и порой невидимых — благ обществу. Я не говорю уже, что это экономика территории, вопросы продовольственной безопасности и мультипликации других секторов экономики. Это вопросы гуманитарные, геополитические, демографические и многое-многое другое". По словам министра, сейчас произошел перелом: в положение о Минсельхозе вошла новая функция — устойчивое развитие сельских территорий. "Это принципиально, это новый элемент политики", - сказал А.Гордеев.
   Говоря о долгосрочной стратегии развития сельского хозяйства, министр отметил, что она разработана Минсельхозом совместно с Минэкономразвития. Главные цели стратегии - создать конкурентоспособное сельское хозяйство на основе его модернизации; разработать, с одной стороны, систему индикаторов, оценки, с другой — механизмы и программы, обеспечивающие устойчивое развитие сельских территорий; кроме того, государство должно взять под свою ответственность поддержание воспроизводства природного потенциала.
   На вопрос, почему государственное регулирование зернового, сахарного и мясного рынков не привело к ожидаемой стабильности, А.Гордеев пояснил, что механизмы регулирования "носят половинчатый и немасштабный характер". "Все делается с опозданиями и в каких-то бессмысленных дискуссиях. Мы [правительство] не умеем администрировать. У нас на границе сплошные дырки, - сказал А.Гордеев. - Мы создаем режим, а потом оказывается, что через соседние братские страны, будь это Белоруссия или Украина, везут все, что хотят. Для решения этой проблемы нужны политическая воля и признание роли государства как основного инструмента и гаранта в развитии экономики любой страны".
   С другой стороны, подчеркнул министр, "мы наблюдаем и действия недобросовестного бизнеса. Лицемерят одинаково и власть, и бизнес. В таких условиях получить максимальный эффект очень трудно".
   "Но мы хотя бы стали давать сигналы бизнесу, что государство об этом будет заботиться, будет этим заниматься, - сказал А.Гордеев. - Бизнес понимает, что не все получается, потому что и у них эти же проблемы".
   А.Гордеев также рассказал о роли Россельхозбанка, в уставный капитал которого теперь будут перечисляться средства, полученные в результате зерновых интервенций. По плану Минсельхоза. Эта структура должна стать "финансовым оператором" АПК. "Мы много раз говорили, что Россельхозбанк помимо [проводника] национальной кредитной схемы в селе должен стать еще и оператором многих программ в сельском хозяйстве. И он выполняет роль оператора в финансовом оздоровлении сельского хозяйства, он ведет абсолютно все программы в Чеченской республике, сейчас мы на него возлагаем роль оператора в регулировании и создании фермерских кредитных кооперативов", - пояснил министр.
   На вопрос о намерениях возглавляемого им министерства подготовить законопроект о крупных торговых сетях, А.Гордеев ответил: "Мы обязательно будем готовить такой законопроект, хотя это и не компетенция Минсельхоза". По его словам, министерство не раз заявляло о проблеме высоких торговых наценок, в том числе и на заседании правительства. При этом А.Гордеев подчеркнул, что "речь не о магазинах, а о крупных торговых сетях, которые в западных странах не рассматриваются как торговые инфраструктуры. Их рассматривают как крупные структуры монопольного характера, способные влиять на развитие производительных сил".