20.12.2004  МТС будет внедрять японских «тамагочи»

   Компания «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) объявила в пятницу о подписании соглашения об эксклюзивном стратегическом партнерстве с японской компанией NTT DoCoMo. Данное соглашение позволит МТС запустить в России услуги на основе технологии i-mode. NTT DoCoMo обеспечит МТС технологией, а также передаст лицензию на использование бренда i-mode. Аналитики не уверены в полном успехе данной услуги в России.
   Технология i-mode предполагает, что абоненты смогут получить постоянный доступ к Интернету через специальный портал, содержащий ссылки на различный контент, как развлекательный, так и информационный (игры, прогнозы погоды, телефонные справочники, электронные магазины и прочее). Каждый абонент автоматически получает адрес электронной почты, с которого он может обмениваться сообщениями с другими устройствами i-mode, а также с обычными портативными и настольными компьютерами.
   В Японии, как сообщили представители компании DoCoMo, популярность i-mode весьма велика: количество абонентов составляет почти 42 млн человек. В Европе эта услуга гораздо менее развита. По данным компании DoCoMo, в Европе насчитывается около 3 млн абонентов i-mode. Видимо, все дело в любви японцев к различным тамагочи.
   В России внедрение i-mode начнется с двух ключевых рынков – Москвы и Санкт-Петербурга. Ожидается, что услуга на этих рынках появится в четвертом квартале 2005 года. Предполагается, что в городах-миллионниках услуга будет внедряться в 2006-2008 гг. Начиная с 2008 г. i-mode начнет появляться в других населенных пунктах и будет рассчитана уже на массового потребителя. В следующем году, пока услуга будет внедряться только в Москве и Санкт-Петербурге, продажи будут осуществляться через офисы МТС. В 2006 г. i-mode смогут продавать дилеры. Контракт с DoCoMo подразумевает, что МТС будет предоставлять услуги i-mode не только в России, но и на Украине, в Белоруссии и Узбекистане. Кроме того, МТС имеет право в течение нескольких лет расширить действие контракта на другие страны СНГ. Исполнительный президент NTT DoCoMo Кей-ичи Эноки подтвердил в пятницу, что контракт является эксклюзивным и DoCoMo не намерена заключать подобных договоров с конкурирующими «ВымпелКомом» и «МегаФоном».
   Президент МТС Василий Сидоров не смог назвать ориентировочную стоимость услуги. Пока известно, что для ее подключения необходим специальный смартфон, стоимость которого будет находиться в пределах 150-300 долл. В настоящее время в России такие смартфоны не продают, но и услуги пока нет. Василий Сидоров полагает, что введение новой технологии позволит существенно повысить долю прибыли от предоставления дополнительных услуг в общей прибыли компании.
   Эксперты полагают, что если новая технология и увеличит прибыль компании, то очень незначительно – в первую очередь, из-за того что услуга вряд ли будет пользоваться массовым спросом. По мнению аналитика ИГ «АТОН» Елены Баженовой, количество абонентов i-mode в России вряд ли превысит 2% от общего количества абонентов МТС.
   Впрочем, как сообщил RBC daily Андрей Брагинский, основной целью введения i-mode является удержание уровня ARPU (прибыли на одного абонента в месяц). «В настоящее время наблюдается процесс падения ARPU, – сказал аналитик Банка ЗЕНИТ Иван Карачинский. – Это связано со снижением тарифов и проникновением мобильной связи в массы. Сейчас единственной возможностью повысить ARPU или хотя бы избежать его снижения является внедрение новых услуг. Для МТС высокое значение ARPU является более важной задачей, чем удержание доли рынка. Этим, кстати, и объясняется тот факт, что в последнее время МТС сдает свои позиции». В любом случае, по мнению аналитиков, заключение данного соглашения является стратегически верным шагом МТС, поскольку создает базу для предоставления услуг третьего поколения.