07.12.2004  РЖД не отдают вагоны, опасаясь конкуренции со стороны частных перевозчиков

   В течение ближайших трех лет госкомпания “Российские железные дороги” планирует в полтора раза увеличить свою рентабельность. В 2007 г. монополия рассчитывает получить 32% операционной прибыли, увеличив объемы перевозок и потеснив частные компании на рынке высокодоходных грузов. Участники рынка считают, что планы РЖД ставят под сомнение реализацию железнодорожной реформы.
   Наращивать выручку и прибыль компания намерена за счет роста объемов перевозок и более активного участия в перевозках высокодоходных грузов. “Доля частных собственников в объемах наиболее доходных, экспортных перевозок составляет 40,8% с учетом вагонов, сданных в аренду, — говорится в меморандуме компании. — Львиную долю в структуре вагонного парка РЖД занимают универсальные полувагоны, используемые зачастую для низкодоходных грузов, и только 14% — цистерны, предназначенные для перевозки высокоприбыльных нефтяных грузов. Структура вагонного парка РЖД будет изменяться в сторону соответствия потребностям рынка. Предполагается сохранение 50% рыночной доли РЖД в каждом сегменте вагонного парка”.
   Однако при этом монополия посягнула на один из основных постулатов железнодорожной реформы, который предполагает, что к 2010 г. РЖД должна продать 50% своего грузового парка, чтобы обеспечить конкуренцию среди операторов. Но делать этого компания не намерена. В меморандуме указано, что компания намерена продавать лишь ремонтные заводы и компании, осуществляющие пассажирские перевозки, а также непрофильные активы.
   Более того, РЖД собирается резко повысить закупки новых грузовых вагонов. В 2003 г. приобрела 3800 вагонов, в 2006 г. планирует закупить 19 000. Чтобы успешнее конкурировать с частниками, РЖД хочет добиться гибкого тарифообразования, чтобы иметь возможность снизить свои расценки на перевозку нефти и повысить на перевозку угля.
   Аналитики считают, что если РЖД удастся добиться 30%-ной рентабельности, то это будет большим успехом для компании. “Сейчас компания все больше будет себя вести как хозяйствующий субъект, главная цель которого — получение прибыли, а не проведение реформы”, — констатирует директор департамента компании ФБК Игорь Николаев. Он напоминает, что изначально целью реформы было обособление железнодорожной инфраструктуры и создание конкурентной среды в перевозках.
   Гендиректор компании “СУАЛ-Транспорт” Борис Чертков считает, что желание РЖД вытеснять частных операторов с рынка высокодоходных перевозок и выходить на уровень рентабельности в 32% ставит под сомнение реализацию железнодорожной реформы. “В таких условиях рынок просто не может возникнуть. Но в этом есть вина и частных компаний, которые не желают работать на малодоходных рынках, — сетует Чертков. — В свою очередь, РЖД не хочет отдавать им высокодоходные грузы — нефть, металлы, удобрения, руду и др. В результате тормозится реформа, а значит, развитие конкурентного рынка железнодорожных перевозок”.