07.12.2004  Сырок «Дружба» стал причиной большой войны

   На днях Мордовское управление ФАС России признало, что мордовские предприятия «Сыродельный комбинат «Ичалковский» и компания «Надежда» выпускали плавленые сыры «Янтарь» и «Дружба», нарушая закон о конкуренции. Компаниям предписано прекратить заниматься выпуском сыров до 15 января. Теперь, чтобы сохранить производство, им придется покупать лицензии у владельца вышеуказанных торговых марок завода плавленых сыров «Карат».
   Пока ни у одного из 20 предприятий, выпускавших эти сыры в советское время, не получилось оспорить у «Карата» право на вышеуказанные торговые марки, тем не менее некоторые производители не намерены отказываться от своих прав на торговые знаки в пользу «Карата». Аналитики говорят, что подобные конфликты будут длиться на рынке еще очень долго, потому что еще нет четких законодательных норм, регулирующих защиту товарных знаков.
   По данным маркетингового агентства GFK, в 2003 г. рынок плавленого сыра в 14 крупнейших городах России был поделен следующим образом. Финская компания Valio контролировала 19% рынка, российский завод «Карат» – 11,9%, германский концерн Hochland – 7,9%, французская компания Lactalis – 1,5%. Емкость отечественного рынка плавленых сыров сейчас составляет 70-80 тыс. т в год. Производством плавленого сыра в России занимаются в общей сложности 150 молокоперерабатывающих заводов и небольших сыроделен.
   Дела в отношении ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский» и ОАО «Надежда» были возбуждены по заявлению владельца товарных знаков «Янтарь» и «Дружба» – Московского завода плавленых сыров «Карат». Как говорится в разъяснении ФАС, в соответствии со статьей 2 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя. Антимонопольщиками было установлено, что «Сыродельный комбинат «Ичалковский» и компания «Надежда» не запрашивали, а Московский завод плавленых сыров «Карат» не давал согласия на использование товарных знаков «Янтарь» и «Дружба» данным предприятиям. На основании этих фактов Комиссия управления ФАС по Республике Мордовия уличила мордовские предприятия в недобросовестной конкуренции и выдала предписание устранить нарушение в срок до 15 января 2005 г.
   Таким образом, «Карату» удалось одержать еще одну победу над конкурентами в борьбе, которая началась еще в 2000 г., когда Роспатент выдал заводу регистрацию на товарные знаки «Дружба» и «Янтарь», после чего «Карат» потребовал прекратить выпуск сыров всеми остальными предприятиями.
   Как сообщили в Молочном союзе России, после распада Советского Союза правом выпускать сыры «Янтарь» и «Дружба» обладали не менее 20 предприятий, но со временем «Карат» решил оспорить права остальных производителей на том основании, что внедрение разработки по выпуску этих сыров происходило на этом заводе. Однако отказываться от выпуска столь популярных продуктов российские предприятия не спешили, ведь по данным Молочного союза 15% всех продаваемых плавленых сыров в России приходится на «Янтарь» и «Дружбу», а 40% покупателей плавленых сыров, по данным исследовательской компании «Комкон», покупают именно эти марки.
   Производители сыров пытались отстоять свои права в Арбитражном суде, но их усилия успехом не увенчались. В 2003 г. «Карат» согласился выдавать своим бывшим конкурентам лицензии на производство сыров «Янтарь» и «Дружба». «В настоящий момент часть предприятий получили эти лицензии, некоторые предприятия, такие как «Петмол» и Кировский молочный комбинат, ведут с «Каратом» переписку о приобретении лицензий, – сообщили в Молочном союзе России. – Но есть также региональные предприятия, которые продолжают выпускать «Янтарь» и «Дружбу» без ведома «Карата» и не намерены отказываться от своих прав на марку в его пользу».
   Конфликты из-за советских марок ведутся не только на рынке плавленых сыров. «Аналогичная ситуация сейчас происходит с маркой масла «Вологодское», за которую борются несколько молочных предприятий», – заявили в Молочном союзе России.
   Марочные скандалы периодически потрясают алкогольный рынок. «Самое нелогичное, что в подобных спорах Роспатент встает на сторону того или иного игрока, не имея полноценной законодательной базы для принятия подобных решений», – считают в Молочном союзе.
   Эксперты патентного права подтверждают, что ситуации с дележкой советских брендов будут возникать на рынке еще долго, потому что нынешнее законодательство имеет много лазеек для возможности оспорить право того или иного производителя. «В сегодняшнем патентном законодательстве России есть много лазеек для того, чтобы оспорить чье-либо право на владение маркой, – заявил адвокат агентства по разработке и защите марок Above Ltd. – То же самое касается и советских марок. Можно отсудить марку на основании свидетельства о том, что компания начала выпускать эту марку раньше конкурентов, можно найти авторов-разработчиков торгового знака и уговорить их оспорить авторское право».
   Развитие патентного законодательства протекает очень медленно. «Российское патентное законодательство совершенствуется, – заявил координатор комитета по защите интеллектуальной собственности содружества «РусБренд» Алексей Поповичев. – Два года назад был принят новый закон о защите товарных знаков, который многие владельцы брендов восприняли с воодушевлением. Однако та сфера, которая касается старых советских брендов, до сих пор не имеет четкого законодательного регулирования, и в каждой отрасли конфликты решаются по-разному. Например, табачники создали ассоциацию «Табакпром», и компания, которая хочет производить сигареты старых советских марок, например, «Прима», должна внести в эту ассоциацию специальный взнос».
   Ситуация, когда право на выпуск марки принадлежит сразу нескольким компаниям, требует быстрого разрешения, так как приводит к размыванию известных брендов. «Три кита, на которых держится бренд – это товарный знак, стабильное качество и инновации в продукт, – продолжает Алексей Поповичев. – Если бренд принадлежит нескольким производителям, то не все из них могут обеспечить качество на должном уровне или регулярно внедрять новые технологии, необходимо, чтобы контроль за этим осуществляла одна компания». Тем не менее эксперт полагает, что поиск решения будет сложным, и конфликты на этой почве еще долго будут возникать в разных отраслях производства.