06.12.2004  Индия требует прекратить выпуск индийского чая в России

   Переговоры с Индией о вступлении в ВТО и признании рыночного статуса российской экономики уперлись в популярность в России индийского чая. Пока отечественные производители будут его выпускать, диалог вряд ли сдвинется с мертвой точки.
   Неудачи преследуют российских переговорщиков о вступлении в ВТО последнюю неделю. На саммите Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества в Чили они подписали соглашения о завершении переговоров сразу с пятью странами. Однако Египет отказался пустить Россию в ВТО: египетские чиновники требуют, чтобы их российские коллеги резко снизили импортные пошлины на мебель, текстиль и цитрусовые. В итоге Египет ограничился признанием рыночного статуса российской экономики, обещав вернуться к вопросу о присоединении к ВТО в январе-феврале 2005 г.
   В Индии в ходе закончившегося вчера визита Владимира Путина удалось добиться еще меньшего. На вопрос о том, что мешает индийцам подписать протокол о вступлении России в ВТО, премьер-министр Индии Монмахан Сингх пустился в рассуждения об обязательности таких переговоров и заверил, что Индия “поддерживает скорейшее вступление России в эту организацию”. Прояснить ситуацию попытался президент Владимир Путин. “У нас оставался один технический вопрос, и мы его согласовали. Эту договоренность надо оформить на экспертном уровне”, — сказал он. Разногласия касаются миграции индийской рабочей силы в Россию, пояснил вице-премьер Александр Жуков. По его словам, российские переговорщики уже “предложили развязки, которые должны удовлетворить” партнеров.
   Но этими уступками дело не ограничится. По словам источника в российской делегации, больше всего индийцев беспокоят условия поставок чая на российский рынок. На Россию приходится около 10% индийского экспорта кофе, чая и специй, а Индия занимает 1-е место по объему поставок этой продукции в Россию. “Уровень импортной пошлины мы согласовали, — радуется российский переговорщик. — Но индийцы указывают на недобросовестных российских предпринимателей, которые под индийскими названиями производят [чайную] продукцию, не имеющую отношения к Индии, и в итоге съедают долю рынка”. По словам чиновника, в соответствии с нормами ВТО России придется запретить производство “индийского чая” в России и “мы намерены дать индийцам такие обещания”.
   Гендиректор ассоциации “Росчайкофе” Рамаз Чинтуриа напоминает, что 70% продающегося в России чая только фасуется на территории страны, а две трети в поставках сырья приходится на Индию и Цейлон. “Индийцы хотят, чтобы индийским мог называться только чай, который выращен и расфасован в Индии, так что российским производителям нельзя будет даже использовать названия сортов — дарджилинг, ассам и т. д., — говорит Чинтуриа. — Российские компании готовы согласиться с этим, только если не будет ограничений на продажу чая, расфасованного в России из индийского сырья”. Кроме того, добавляет Чинтуриа, непонятно, зачем увязывать “чайный вопрос” со вступлением в ВТО, “ведь российские законы позволяют защитить торговую марку без привлечения международных посредников”. Переговоры продолжатся до конца 2004 г.
   Не торопятся индийцы и с признанием рыночного статуса российской экономики. Сингх заверил, что этот вопрос не вызывает у индийцев сомнений, однако официально оформить “признание” страна пока не согласилась. Жуков тем не менее воспринял слова индийского премьера как “безоговорочное признание” рыночного статуса. “Теперь все антидемпинговые расследования в отношении наших производителей будут вестись без негативного отношения”, — уверен вице-премьер.