06.12.2004 Воронежская область: в "народные" мясные лавки народ не ходит Губернаторский проект «Мясные лавки», по замыслу областных властей, должен был обеспечить воронежцев дешевыми и качественными мясопродуктами, полученными напрямую от производителей. Спустя полгода после старта этого эксперимента можно подвести некоторые итоги. Ответственные за работу павильонов чиновники областной администрации полагают, что проект вполне удался. Правда, приводят на этот счет довольно экстравагантные аргументы. Пять разбойных нападений на лавки, в результате одного из которых «увели» тонну мясопродуктов, а также трижды битые в павильонах стекла, по мнению начальника областного управления по развитию предпринимательства и потребительского рынка Аркадия Можаитова, свидетельствуют о «неспокойном» настроении перекупщиков. И, соответственно, о том, что лавки свою задачу выполняют. Павильоны в рамках социального проекта открылись в мае этого года. На торговых павильонах, выполненных в сине-белых «фирменных» тонах, красуется вывеска «народный магазин» и под ней – расшифровка: «социальный проект губернатора». Таких магазинов по городу десять – они построены на деньги областной администрации и являются ее собственностью. Собственность на безвозмездной основе отдали в пользование предпринимателям, кооператорам, мясокомбинатам (впрочем, никакого открытого конкурса среди мясоторговцев не проводили). Арендаторы обязаны выполнять два условия: во-первых, больший удельный вес в ассортименте товаров должны занимать мясо и мясопродукты, во-вторых, – мясо обязаны продавать по ценам ниже рыночных. Предполагалось, что проект должен решить сразу несколько проблем. Во-первых, способствовать «повышению эффективности производства личных подсобных и фермерских хозяйств». Дело в том, что сегодня мелкие собственники-животноводы испытывают сложности со сбытом мяса: крупным фирмам с ними работать неинтересно, с другими перекупщиками у крестьян не всегда получается взаимовыгодное сотрудничество. Другая продекларированная и, пожалуй, основная цель проекта – обеспечить дешевым мясом горожан. Как уверяли чиновники, мясо первой категории (на кости), которое покупают люди с достатком ниже среднего, продается по ценам на 30% ниже рыночных, вырезка – на 10-15%. Когда широко разрекламированный проект только стартовал, корреспонденты проехались по нескольким магазинам. В магазинах столпотворения не наблюдалось. Как не наблюдалось и мяса – ни с костями, ни без костей. Зато чрезвычайно богат был «ливерный» ассортимент: печень, языки, желудки, рубцы, сердца и т.п. Также в изобилии было костей и супнаборов. Видимо, битье стекол может быть не столько происками конкурентов, сколько проявлением негодования народа, которому обещали, но не дали дешевого мяса. «Народный павильон» в Северном районе города оказался закрыт, судя по запустению внутри – всерьез и надолго. Как объяснил Можаитов, с тремя арендаторами администрация была вынуждена расторгнуть договор из-за того, что те нарушили ассортиментно-ценовые требования. Во втором павильоне – в Юго-Западном районе - обнаружилось мясо по вполне рыночным ценам. Впрочем, как и полгода назад, очередей за «дешевым» мясом здесь не наблюдалось. Народ по-прежнему предпочитает ходить на рынок, где, во-первых, можно поторговаться, а во-вторых, в определенные дни и ближе к вечеру мясо стремительно дешевеет. Вывод напрашивается один: павильоны эти имеют право на существование – в конце концов, торговых точек, где можно приобрести свежее мясо, в городе не так много. Однако громкие разговоры о социальной значимости этих лавок лучше не заводить. Впрочем, и сами чиновники стараются лишний раз не напоминать об этом эксперименте – похоже, и для них мясные лавки давно стали костью в горле. Лучше промолчать… |