29.11.2004 Корпоративное кино ждет заказы от среднего бизнеса Когда компания достигает определенного успеха, у руководства само собой возникает желание запечатлеть его для потомков, клиентов и на зависть конкурентам. Лучше всего с этой задачей справляется корпоративное кино, на котором в результате хорошо зарабатывают специализированные видеостудии и даже отдельные останкинские коллективы. Рентабельность производства этого штучного товара колеблется от 50 до 200%. Рынок корпоративного кинопроизводства начал развиваться задолго до появления в стране частного бизнеса - о себе, любимых, отдельные организации и даже целые отрасли заказывали фильмы, например, на студии "Центрнаучфильм". Сегодня корпоративное кино можно условно разделить на презентационное, учебное и репортажное. Первое - это, как правило, небольшой фильм (5-10 минут), рассказывающий о компании, или "просветительский" ролик о ее продукции, столь важной и полезной. Выпуск такого материала любят приурочить к той или иной знаменательной корпоративной дате и используют для показа потенциальным заказчикам. Учебное кино, понятно, служит для обучения персонала. Репортажная форма наиболее близка к документальному кино в его привычном для большинства зрителей виде - особенно ею увлекаются крупные сырьевые и производственные компании. Игорь Савченко, директор ООО "Гелла-видео", в прошлом исполнительный директор Ассоциации эриксоновского гипноза и нейролингвистического программирования: ‘В начале 90-х в Россию приезжало много иностранных специалистов - зарабатывать деньги лекциями, в том числе про техники НЛП и эриксоновский гипноз. Все это пользовалось огромным спросом, и мы начали снимать тренинги на видео, на простое VHS, тиражировать и продавать. Одна кассета стоила $20, в месяц до сотни уходило легко. Сейчас самые популярные жанры - это презентационные и учебные фильмы. Например, в одной из последних наших работ испанский повар в одном ресторане полчаса режет по-разному испанский же хамон (окорок) - по заказу его поставщика в Россию”. Старожилы рынка с грустью вспоминают середину 90-х годов, когда компании плодились, как грибы после дождя, и многие из них, предвидя свою недолговечность, спешили оставить след в истории в виде сюжета на кинопленке. В то время вознаграждение режиссера по отношению к бюджету фильма могло доходить до 50%. Бюджет фильма зависит от хронометража, количества съемочных дней и выездов на объект, сложности монтажа, наличия компьютерной графики и т. д. В настоящее время суммы стартуют примерно с $1 тыс., средний ценник - $3-7 тыс. (бюджет фильма с маститым режиссером-документалистом может составлять и $100 тыс.). Несмотря на наличие достаточно крупных заказчиков, рынок корпоративного кино- и видеопроизводства, по мнению всех его участников, только формируется - вслед за формированием корпоративной культуры. Сейчас в Москве меньше десяти компаний позиционируют себя как студии, специализирующиеся на производстве корпоративного видео. Глафира Чалкина, гендиректор ООО "Респект-Видео": “Ошибочно полагать, что корпоративные фильмы могут себе позволить заказать только крупные компании. У нас есть клиенты разного уровня, в том числе и небольшие фирмы. А уж само кино можно снять про любой вид деятельности, каким бы сложным и "техническим" он ни был”. Михаил Манапов, гендиректор компании "Аскания-Нова Артс": “Основная проблема рынка - отсутствие развитого среднего бизнеса, его неготовность вкладывать солидные средства в собственный имидж и, как следствие, недостаточное число заказчиков. Нередко заказчик просто не понимает, как фильм, снимаемый для демонстрации на выставке, может стоить $5-7 тыс. - столько же, сколько плазменная панель, на которой, он, собственно, и будет крутиться. Что же касается крупных компаний, то большинство из них уже обслуживается рекламными агентствами и студиями, да таких и немного. Я думаю, настоящий прорыв будет через несколько лет, с развитием корпоративной культуры именно среднего бизнеса”. Компания Манапова снимает порядка пяти фильмов в год, объем производства у других тоже обычно не превышает десятка фильмов. Большую часть времени студии ожидают заказчика. Если принять, что средняя цена фильма - $7 тыс., то, по мнению Игоря Савченко, объем всего рынка можно оценить в $1-2 млн. Но реальный объем, скорее всего, больше, так как на рынке трудится великое множество людей, которых сложно назвать профессионалами и которые вооружены самыми простыми цифровыми камерами и компьютерами для нелинейного монтажа, а также отдельные спецы из "Останкино". Игорь Савченко: “Непрофессионалов на рынке масса, у них низкие цены, на что заказчик нередко клюет, при никаком качестве. Свои услуги в этой области предлагает также масса людей, занимающихся созданием сайтов. Большинство заказчиков продолжает проводить тендеры, при этом ориентируясь прежде всего на цену, что говорит только о некомпетентности менеджеров, принимающих решения о размещении заказа”. Бывает, что для получения хорошего заказа киношники просто подкупают менеджера, отвечающего за корпоративную политику компании, и тот просто лоббирует идею съемки фильма, предлагая при этом конкретного исполнителя. Тем не менее, по утверждению Игоря Савченко, практика откатов как среди западных, так и среди отечественных заказчиков в деле съемки корпоративного видео ушла в прошлое; раньше же она была широко распространена, особенно среди компаний с госучастием. Несмотря на то что рынок корпоративного кино только формируется, он все-таки уже далеко ушел от того полудикого состояния, в котором пребывал в середине 90-х - с неадекватно высокими гонорарами и анекдотическими разборками между заказчиками и исполнителями. После того как заказчик предоставил исходные материалы, студия разрабатывает сценарий, а режиссер с оператором выезжают на объект или объекты, чтобы составить список требований к съемочной технике, свету и пр. Затем сценарий и смета согласовываются с заказчиком. Оплата производится поэтапно или авансом в размере 50%. Все производство может потребовать от одного дня до нескольких месяцев - в зависимости от количества объектов и сложности монтажа. Если требуется командировка, составляется отдельная смета. Например, на сайте компании "Промофильм" для потенциального заказчика существует специальный калькулятор для подсчета затрат на кинопроизводство. И позиция "Сложные съемки" может даже подразумевать использование вертолета. Оплата соответствующая. Игорь Савченко: “Несмотря на то что большинство студий имеют прайс-листы, в 80% случаев они не имеют отношения к реальности - занижены. К тому же в ходе составления сметы и съемок всплывает масса новых нюансов, которые невозможно предвидеть заранее”. Казалось бы, можно смело затевать подобный бизнес: приобрел оборудование - и вперед, ведь теоретически отбить вложения в "железо" можно, выполнив один-два заказа. На самом деле все намного сложнее. Игорь Савченко: “Просто так, с улицы, в этот бизнес не прийти. Техника техникой, но главное все же люди. Надо как минимум разбираться в основах кино- и видеопроизводства, режиссуре и т. д”. С техникой же ситуация такая: некоторые используют съемочное оборудование исключительно формата BETACAM (как правило, именно с ним работают телеканалы), дающего вещательное качество, другие работают на цифровых камерах типа DVCAM. Разница в качестве картинки у этих двух основных форматов сейчас уже не столь существенная (к тому же большинство корпоративных фильмов не предназначено для телетрансляций), как разница в цене производства при их использовании. Камеру DVCAM можно приобрести за $3-4 тыс., аккумулятор к ней стоит $100, штатив - $500, свет - $200, радиомикрофон - $500, стедикам - $1,5 тыс., компьютер для монтажа - $1,5 тыс., карта видеозахвата - $1 тыс., комплект оборудования для записи звука - еще $500, ТВ-монитор - $300. Итого получается, что начальные инвестиции в цифровую видеостудию составят чуть больше $10 тыс. Если же строить студию на основе BETACAM, то одна лишь приличная камера обойдется в $30 тыс., а вся студия по минимуму - более чем в $50 тыс. Михаил Манапов: “На начальном этапе нет смысла покупать дорогое оборудование - его можно брать в аренду. Компаний, занимающихся сдачей в аренду "бетакамов" и цифровых камер, предостаточно, а цены весьма умеренные - смена стоит $100-150. Там же можно взять кран-стрелку и телегу за $600 с персоналом, что, соответственно, отражается в смете”. Со штатом примерно такая же история - у большинства компаний постоянно работает лишь костяк (директор, режиссер, иногда оператор), остальные же необходимые специалисты привлекаются на конкретный проект - обычно из того же "Останкино". Рабочая смена хорошего оператора no name стоит $100-200, диктора для озвучки - от 10 руб. за минуту до $200 за всю работу (в последнем случае это профессионалы, чьи голоса знает вся страна). Характерный риск в этом бизнесе - утрата дорогостоящего оборудования. Рано или поздно в этом "везет" всем съемочным группам. Тем не менее, несмотря на весь форсмажор, бизнес этот вполне рентабельный. По мнению Михаила Манапова, рентабельность производства фильма в формате BETACAM составляет примерно 40%. А при использовании камер DVCAM может запросто превысить 100%, ведь одна из главных составляющих киносметы - креатив. По прогнозам специалистов, рынок корпоративного видео в ближайшем будущем серьезно трансформируется. Лет пять назад, когда широкое распространение получили проекторы, многие студии расширили свою деятельность за счет производства мультимедиапрезентаций. В этом случае материал записывается на CD-ROM и включает в себя не только видео, но и текст, картинки, схемы, а структура меню носителя напоминает интернет-сайт. Стоимость конечного продукта при этом увеличивается, поскольку он содержит еще и компьютерную графику. Игорь Савченко: “Уже сейчас до 20% наших клиентов заказывают мультимедиапрезентации. Одна презентация стоит от $2 тыс. Дело это очень перспективное”. У Сергея Грибкова, продюсера кинокомпании Top Line Production Studio, о будущем бизнеса более радикальное мнение: “В конечном итоге корпоративное кино должно стать частью корпоративных сайтов. По большому счету корпоративное кино в его чистом виде, произведенное вне контента (структуры) сайта компании, станет редкостью”. Использование корпоративного кино на официальных сайтах компании, по мнению производителей, позволяет с минимальными затратами решить сразу несколько важных стратегических задач, используя оба ресурса - и кино, и интернет. К тому же в этом случае кинопродукция априори будет востребована, а не пылиться на полке. |