26.11.2004 Томск: игра в слова помогает продавцам алкоголя “не нарушать” закон о рекламе Томское антимонопольное ведомство проявляет большую лояльность к рекламодателям водки. Большинство томских СМИ полгода назад стали практиковать устное согласование текстов с управлением еще до их выхода в эфир, говорит ведущий специалист ФАС по Томской области Максим Мальцев. По его словам, никаких гарантий такое согласование не дает, но позволяет на раннем этапе привести текст в соответствие с законом. “Встречаются тексты, в которых мы не видим нарушений”, — говорит Мальцев. Так, например, томские сотрудники антимонопольного ведомства не увидели нарушений в аудиоролике фирмы “Братья Коцоевы”. Текст “На улицах мы раньше пиво пили, нам к юбилею это запретили (подразумевался закон областной думы о запрете употребления пива на улице). И некуда деваться, и в охотку дружно пить мы будем "беленькую" (пауза) кефир и молоко” не вызвал возражений ФАС. “В рекламном договоре рекламодатель не указывает вид товара, и поэтому у нас не было бы шансов доказать, что имелась в виду реклама водки”, — говорит Мальцев. Водка “Беленькая”, продается в магазинах, но торговая марка мало известна в городе, а беленькими можно назвать и молоко и кефир, пояснил он. На заводе “Традиции качества” (Краснознаменск, Московская область), выпускающем водку “Беленькая”, говорят, что знают о существовании этого аудиоролика. “Его инициатором выступил [томский дистрибьютор] “Братья Коцоевы”, — пояснила руководитель PR-службы “Традиций качества” Ирина Солдатова. Она уверена, что завод застрахован от претензий антимонопольных органов, так как слово “водка” в тексте не звучит. Экспертов удивила лояльность томской ФАС. Антимонопольное ведомство без труда могло бы доказать, что рекламируется водка, считает директор юридической компании “Усков и партнеры” Вадим Усков. “Беленькая” — зарегистрированная торговая марка водки, и “Братья Коцоевы” специализируются на продаже алкогольной продукции, а не абстрактных “кефира и молока”, которые, кстати, не рифмуются со словами “в охотку” — здесь без труда угадывается слово “водку”, — сказал Усков. Согласен с Усковым и юрист Noerr Stiefenhofer & Lutz Дмитрий Соколов. Ассоциация с водкой, а не молочными продуктами создается за счет стихотворной рифмы — к словам “в охотку” логично предложить “водку”, а не не согласующиеся с ними “кефир и молоко”, говорит он. Даже нецелевой аудитории, не знающей о существовании водки “Беленькая”, понятно, что речь идет не о рекламе молочных продуктов. А партнер “Вегас-Лекс” Владимир Бондаренко считает, что текст такой рекламы вводит потребителей в заблуждение. Слово “беленькая” является общеупотребительным названием водки, а не молочных продуктов, не говоря о существовании одноименной торговой марки, говорит Бондаренко. Начальник отдела контроля и надзора за соблюдением закона “О рекламе” Федеральной антимонопольной службы Ирина Василенкова отказалась комментировать действия региональных коллег. |