26.11.2004  Нижегородская область: пароходству разрешили не отдавать суда в аренду турфирмам

   Попытка нижегородских турфирм заставить Волжское пароходство сдавать суда в аренду провалилась. Компания доказала антимонопольному ведомству, что не доминирует на рынке фрахта речных пассажирских судов. Пароходство и прежде неохотно отдавало свои теплоходы в чужие руки, но, так как было включено в реестр доминирующих субъектов, было обязано делать это.
   Волжское пароходство – одна из крупнейших судоходных компаний, занимается перевозками грузов и пассажиров в основном по внутренним водным путям РФ. Компания эксплуатирует около 300 судов. По данным отчетности Волжского пароходства, за девять месяцев 2004 г. выручка составила 2,17 млрд руб., чистая прибыль – 228,343 млн руб.
   По данным пароходства, на Волге работают 167 туристических судов, 46 из них принадлежит Волжскому пароходству. В 1999 г. МАП включил Волжское пароходство в реестр доминирующих субъектов по позиции “сдача речных пассажирских судов во фрахт” (на территории водных бассейнов европейской части РФ за исключением Северного и Печерского бассейнов). Доля пароходства на этом рынке тогда превысила 35%.
   С жалобой на Волжское пароходство еще летом этого года в Нижегородское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) обратилась турфирма “Экспресс-НМ”, так как судоходная компания отказалась предоставить в аренду круизное судно. Тогда в пароходстве объяснили свои действия тем, что хотят сохранить флот, который после эксплуатации турфирмами требует ремонта. А участники рынка говорили, что пароходство посредством своей “дочки” “Волга-Флот-Тур” доминирует на рынке водных турперевозок и стремится избавиться от конкурентов.
   Но вчера ФАС прекратила дело в отношении Волжского пароходства и “Волга-Флот-Тура”. Об этом сообщил начальник отдела ограничения монополистической деятельности Нижегородского ФАС Игорь Девятайкин. Расследование, проведенное антимонопольными органами, выявило, что Волжское пароходство и “Волга-Флот-Тур” совместно не доминируют на рынке по сдаче речных пассажирских судов во фрахт, пояснил он. Если несколько лет назад их доля превышала 35%, то теперь она меньше 35% — на рынке работают другие пароходства и компании, имеющие в собственности пассажирские суда. По словам Девятайкина, если за навигацию 2005 г. доля пароходства на рынке не повысится, то компанию могут исключить и из реестра доминирующих субъектов.
   Участники рынка признают, что появилось много новых судовладельцев. Прежние крупные пароходства продали часть своих судов другим компаниям, говорит генеральный директор Московского речного пароходства (МРП) Константин Анисимов. Число судоходных компаний начало расти около четырех лет назад, добавляет вице-президент ростовской круизной компании “Ортодокс” Юрий Кравец.
   “Но у других пароходств суда небольшие — максимум трехпалубные, — сетует заместитель гендиректора турфирмы "Гама" Лариса Каргина. — А наша компания всегда работала с четырехпалубными теплоходами, арендуя их у Волжского пароходства”.
   Президент ассоциации судоходных компаний Николай Смирнов согласен, что у Волжского пароходства максимальное количество крупных судов (трех- и четырехпалубных) — около 35. Но в ближайшее время, по его данным, пять теплоходов будут проданы. А в водных бассейнах европейской части за исключением Северного и Печерского бассейнов работает еще 21 компания, у которой 67 таких судов. Поэтому признавать Волжское пароходство монополистом даже по сектору крупных теплоходов нельзя, говорит Смирнов.