25.11.2004 Крупные операторы тормозят развитие мобильного контента, не пуская на рынок мелких игроков, считают эксперты Рынок мобильного контента в 2004 году превысит $300 млн (в 2003 году – $98 млн), считают в исследовательской компании J`son & Partners. Но рост может замедлиться из-за того, что крупные операторы сотовой связи не пускают на этот рынок мелких игроков. Аналитики и представители операторов с этим категорически не согласны. «Рост российского рынка мобильного контента, который составил в 2004 году 200%, – это история успеха в России. В этом году мы оцениваем общие доходы на этом рынке в 310–320 миллионов долларов», – утверждает Карл Йоханнессон, генеральный директор J`son & Partners. В 2005 году рынок снова может удвоиться и достичь $550–650 млн. 30–50% доходов от контента достается мобильным операторам, 10–15% – правообладателям, а еще 20–25% – медийным партнерам (газеты, телевидение и радио, интернет-издания) контент-провайдеров. Мобильным контентом принято считать развлекательную и познавательную информацию, которую абонент может получить на свой мобильный телефон. К мобильному контенту относятся услуги персонализации телефона (картинки, логотипы, рингтоны и полифонические мелодии, Java-игры), различные интерактивные услуги (голосования, викторины, знакомства, часы, розыгрыши и SMS игры) и инфомационные рассылки. 71% доходов контент-провайдеров приходится на развлекательные услуги и персонализацию, 22% – на интерактивные услуги, 6% – на проекты в СМИ и 1% – на информационные услуги. По данным J`son & Partners, на российском рынке сейчас работают около 130 контент-провайдеров, 10 крупнейших из них получают ежемесячно по $150 тыс. В исследовательской компании Iks-consulting считают, что эти цифры занижены в несколько раз. По данным J`son & Partners, услугами контент-провайдеров сейчас пользуется только 10% абонентов. «В 2005 году на российский рынок, скорее всего, выйдут несколько новых зарубежных игроков. Мы ожидаем более чем двукратный рост услуг мобильного контента в 2005-м и 2006 году; доходы от этих услуг в течение следующих двух лет могут превысить $1 млн в год», – говорит консультант-аналитик J`son & Partners Дмитрий Мартемианов. Господин Мартемианов полагает, что российские операторы сотовой связи не очень понимают динамику рынка контента и могут искусственно сдерживать его развитие, например, не допуская мелкие компании к своим абонентам. В отчете J`son & Partners говорится, что для МТС важнее быстрое строительство новых сетей, чем широкий спектр дополнительных услуг с самого начала работы сети. Павел Нефедов, руководитель пресс-службы МТС, не согласен с такими выводами: «На самом деле речь идет о том, что до последнего времени работа с контент-провайдерами была «штучной»: с каждой компанией приходилось заключать индивидуальный договор. В нынешних условиях операторам не хватает ни сил, ни механизмов, чтобы подключать всех нишевых игроков. Но мы очень внимательно работаем над тем, чтобы взаимодействие с контент-провайдерами было автоматизировано, более легким и простым». По словам экспертов J`son & Partners, контент-провайдеры считают «Би Лайн» «излишне забюрократизированной компанией»: компании должны продвигать свои услуги сами, без участия оператора. «Мне кажется, что это скорее не слабая, а сильная сторона «Би Лайна», – не соглашается Михаил Умаров, директор службы по связям с общественностью «ВымпелКома» (торговая марка «Би Лайн»). – Мы используем единый подход при предоставлении дополнительных услуг на всей территории действия сети. У нас есть собственный мобильный портал BeeOnline и проект Beepartner, к которому могут подключаться провайдеры и предоставлять свои услуги нашим абонентам. Эта модель используется ведущими мировыми операторами. Я не вижу, как операторы сдерживают развитие рынка контента». «МегаФон» позиционирует себя как компания с большим набором дополнительных услуг и высокой степенью их консолидации, – отмечает Дмитрий Мартемианов. – Слабые стороны компании – техническая и юридическая разобщенность региональных сетей». Андрей Климов, руководитель службы по связям с общественностью «МегаФона», соглашается с критикой и обещает все исправить: «В ходе идущей в «МегаФоне» централизации сервисных платформ будет реализован принцип one stop shopping, то есть федеральные и региональные контент-провайдеры будут получать доступ к дочерним операторам «МегаФона» «в одном окне», вероятнее всего, в Москве». Кирилл Сафонов, заместитель исполнительного директора контент-провайдера «Информ-мобил», которому J`son & Partners присудила пятое место по доходам, не согласен с этими оценками: «Наша компания позиционирует себя как лидера на этом рынке. За последний год мы ввели 300 новых сервисов, получили более 300 миллионов запросов, нашими услугами пользуются около 8 млн абонентов». Оксана Панкратова, старший аналитик исследовательской компании Iks-Consulting, признает «Информ-мобил» лидером среди контент-провайдеров и подвергает сомнению выводы экспертов J`son & Partners. «BeeOnline сейчас юридически не существует, это часть «Би Лайна», поэтому его нельзя считать отдельным контент-провайдером; точно так же контент есть у МТС и «МегаФона», – подчеркивает аналитик. – Раньше операторы, действительно, не пускали мелких контент-провайдеров на этот рынок, но сейчас они все двигаются в направлении открытости. Яркий пример – партнерская программа «Би Лайна». У МТС и «МегаФона» пока что остаются признаки дискриминации контент-провайдеров, но они собираются исправить ситуацию». |