24.11.2004  Москва: разработаны принципы размещения предприятий оптовой торговли на территории города

   Во вторник, 23 ноября, состоялось заседание правительства Москвы, в ходе которого, в частности, был рассмотрен вопрос о мерах по развитию крупных интегрированных формирований в оптовом продовольственном комплексе города Москвы.
   По словам основного докладчика по данному вопросу, руководителя Департамента продовольственных ресурсов Москвы Александра Бабурина, столица - самый северный мегаполис мира, население города ежедневно потребляет более 27 тыс. тонн продовольствия, поэтому создание системы обеспечения продовольственной безопасности города является одной из приоритетных задач правительства Москвы. В ее решении, по словам А.Бабурина, важнейшая роль отводится развитию кооперации и интеграции предприятий оптово-продовольственного комплекса города с агропромышленными предприятиями регионов России. Актуальность подобной кооперации, считает руководитель департамента, объясняется неустойчивой сырьевой базой регионов РФ. По данным Минэкономразвития РФ, в настоящее время поставки мяса и масла в Москву не покрывают потребностей города. Как следствие, рынок столицы сохраняет зависимость от импорта на 60-65%. Проблема также в несовершенстве механизма квотирования ввоза мяса в Россию, страновом и историческом принципе распределения квот, из-за чего практически все московские мясокомбинаты и хладокомбинаты ограничены в правах на самостоятельное участие в импортных операциях. Покупка же мяса через посредников или на аукционе приводит к удорожанию продукции.
   По словам А.Бабурина, с 2003 года базисным механизмом обеспечения продовольственной безопасности Москвы стали годовые программы гарантирования закупок основных видов продовольственных товаров. Переход к таким программам более чем в два раза повышает эффективность использования бюджетных средств, что позволяет без увеличения расходов городского бюджета направить в 2003-2004 гг. около 1,3 млрд рублей на поддержку интеграционных процессов в системе оптовых поставок. В качестве приоритетных направлений интеграции А.Бабурин отметил проекты увеличения производства и поставок мяса, картофеля, овощей и зерна.
   Он также сообщил, что московские предприятия-инициаторы инвестиционных проектов вложили в их реализацию за 2 года около 3,7 млрд рублей собственных средств. За этот период количество агрохолдингов, в которых главными учредителями и инвесторами являются московские предприятия, выросло с 14 до 15, а количество входящих в агрохолдинги предприятий АПК-регионов - с 35 до 75. А.Бабурин сообщил, что значительно расширилась география регионов, в которых идут интеграционные процессы, в их числе – 11 областей Центрального федерального округа.
   По словам А.Бабурина, кроме прямой финансовой поддержки интеграционных проектов, правительство города выделяет предприятиям, участвующим в интеграции, ежегодно около 2 млрд рублей на финансирование программ поставок продовольствия этих компаний. С 2005 года такая поддержка будет оказываться агропромышленным холдингам города сроком на 3 года. В настоящее время сформированы годовые программы на 2005 год.
   Руководитель департамента отметил, что развитие агропромышленной кооперации и интеграции позволило снизить импортную зависимость Москвы по мясу с 84% до 65%, а по маслу животному - с 87% до 62%. А.Бабурин сообщил, что наиболее активно предприятия Москвы сотрудничают с предприятиями ЦФО. Московская модель кооперации и интеграции выгодна всем ее участникам: для товаропроизводителей она гарантирует рынки сбыта продукции и существенную финансовую поддержку от московских инвесторов на приобретение техники, покупку скота и семян, реконструкцию помещений; для предприятий оптово-продовольственных комплексов города обеспечивается устойчивая сырьевая база. Кроме того, в Москве и регионах России создаются дополнительные рабочие места, увеличиваются налоговые поступления в бюджеты всех уровней, гарантируется возврат бюджетных кредитов, выделяемых правительством Москвы.
   По словам А.Бабурина, для обеспечения потребностей москвичей в продовольственных товарах необходимо к 2010 году увеличить в 1,5 раза объемы поставок из регионов РФ в столицу. Для этого правительством Москвы утверждена целевая программа интеграций предприятий продовольственного комплекса города с сельхозпроизводителями регионов России на 2004-2006 гг.
   Содокладчик по данному вопросу, председатель Москомархитектуры Александр Кузьмин остановился на вопросах, связанных с размещением предприятий оптовой торговли в Москве. Он сообщил, что основными принципами распределения этих объектов по территории города станут реконструкция и развитие уже существующих предприятий, строительство новых объектов и взаимодействие Москвы и Московской области. Анализ размещения предприятий оптовой торговли в Москве, по словам А.Кузьмина, свидетельствует о том, что они раcполагаются по всей территории Москвы, причем в производственных зонах. Мелкооптовые предприятия расположены, в основном, в ЦАО. Предприятия пищевой промышленности находятся четко в производственных зонах, претензий к их расположению нет, так как они изначально размещались по генеральному плану города. Основные объекты оптовой торговли Москвы сконцентрированы на юге, что объясняется основными направлениями поступления в город продовольствия.
   По словам А.Кузьмина, развитие сети оптовых предприятий Москвы с учетом увеличения оптового грузооборота требует всего около 200 га новых территорий, до 2010 года – около 150 га, которые на сегодняшний день найдены. Основные принципы размещения объектов на территории города следующие: оптовые предприятия будут располагаться в зоне МКАД, мелкооптовые должны равномерно распределяться по всей территории Москвы. После 2010 года основные объекты оптовой торговли будут размещаться в Московской области.
   А.Кузьмин сообщил, что сейчас в Москве наиболее крупные площадки для размещения оптовых предприятий – пос. Северный (46 га), Кожухово (восток, 27 га), Щербинка, Южное Бутово (юг, 36 га), запад – 13 га.
   По словам выступившего на заседании министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева, в решении обсуждаемого вопроса большое место занимает проблема продовольственной безопасности, в связи с чем возникают вопросы качества продукции и доступности продовольствия для граждан. По его словам, благодаря созданию крупных холдингов город получает устойчивое снабжение качественным продовольствием, происходит развитие сельского хозяйства. А.Гордеев предложил разработать проект закона о регулировании взаимодействия оптовых сетей и производителей и принять его на уровне Госдумы, создать совместный координационный центр правительства Москвы, Министерства сельского хозяйства и крупных агрохолдингов РФ.
   Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко предложил на основе обсуждаемой программы сделать программу формирования оптовой инфраструктуры снабжения населения продовольствием по ЦФО. Также, по его мнению, необходимо провести презентацию этой окружной программы для крупных коммерческих банков, чтобы заручиться их поддержкой.
   Мэр Москвы Юрий Лужков, подводя итоги заседания, отметил, что благодаря этой программе город получит уникальную возможность увеличить объемы производства продовольственной продукции, модернизировать сельское хозяйство. Мэр считает, что следует говорить и о безопасности продовольственного рынка города в том плане, что в Москве будет свое производство и она не будет зависеть от импорта, а также продукция, предлагаемая москвичам, будет качественной. Ю.Лужков предложил разработать принципы формирования общественной организации в рамках ЦФО по типу РСПП, куда вошли бы крупные объединения сельхозпроизводителей. Эта структура способствовала бы, считает он, взаимодействию агрохолдингов между собой и с властью.
   Проект постановления «О мерах по развитию крупных интегрированных формирований в оптовом продовольственном комплексе города Москвы» в ходе заседания правительства Москвы с учетом доработки был принят.