22.11.2004 Новосибирск: торговая компания наладила производство бильярдных столов Первый опыт занятия бизнесом новосибирцев Андрея Конищева и Александра Гибилева был не слишком удачным. Их компания, торговавшая импортным спортивным инвентарем, не устояла в кризис 1998 г. Партнеры решили заняться производством. Сегодня на бильярдных столах их компании “Старт” играют во всех крупных городах страны — от Санкт-Петербурга до Находки. Конищев и Гибилев познакомились в студенческие годы в Институте народного хозяйства (сейчас — Новосибирская государственная академия экономики и управления). После завершения учебы приятели решили заняться бизнесом. В 1995 г. основали компанию “Старт” и стали продавать импортное спортивное оборудование, в том числе китайские и литовские бильярдные столы. Бизнес шел неплохо, у компании появились даже три собственных магазина — два в Новосибирске и один в Омске. Кризис 1998 г. подкосил “Старт” — импортная продукция за считанные дни подорожала в разы. “Спортивное оборудование — не товар первой необходимости, по новым ценам его просто перестали покупать”, — вспоминает Конищев. У Конищева и Гибилева был знакомый вольнонаемный плотник, время от времени выполнявший для “Старта” небольшие заказы. Партнеры позвали его, взяли литовский стол из числа тех, которыми торговали, и разобрали. “Оказалось, что все устроено не так сложно”, — вспоминает Конищев. Решили для начала скопировать импортный стол, но максимально использовать отечественные материалы. Расчет оказался верен — стол, по словам Конищева, получился в два раза дешевле импортных аналогов. Первый клиент нашелся быстро. Им стала администрация Октябрьского района Новосибирска. На первом столе, собранном партнерами, играют и по сей день, хвастается Конищев. В новой компании он стал председателем совета директоров, гендиректором — Гибилев. А бывший плотник стал главным конструктором. “Мы арендовали маленькую столярную мастерскую на заводе "Труд", наняли несколько сотрудников да закупили немного сырья. Первоначальные затраты были невелики — несколько тысяч долларов”, — вспоминает Конищев. Но даже этого оказалось достаточно. Импортные столы стоили значительно дороже. Конкурентов в выбранной нише недорогой продукции практически не было. Обороты новой компании быстро росли. Выпустив всего несколько столов, “Старт” сразу же занялся выстраиванием сбытовой сети. Первые дилеры нашлись достаточно быстро. Новосибирцы приняли участие в московской выставке “Спорт и отдых”, где продукция компания вызвала большой интерес. Уже в 1999 г. компания открыла представительство в Москве, а в 2002 г. появился первый столичный фирменный салон. Свои бывшие магазины спортивного оборудования в Новосибирске и Омске “Старт” также переделал под бильярдные салоны. Сейчас у фабрики пять салонов: по одному в Санкт-Петербурге, Новосибирске и Омске и два в Москве. По словам Конищева, до 20% продаж “Старта” приходится на фирменную сеть. Поначалу “Старт” ориентировался в основном на недорогие, любительские и полупрофессиональные, столы (до $2000). Но в 2001-2002 гг. российские компании стали терять свое основное конкурентное преимущество. “Отечественные столы постепенно дорожали, импорт постепенно дешевел, мы сближались в ценах. Надо было придумывать что-то новое”, — вспоминает Конищев. Тогда “Старт” решил акцентировать внимание на дорогих, эксклюзивных столах. Лицом обновленного ассортимента “Старта” стала модель “Президент” — дорогие (около $10 000 в рознице) 10- и 12-футовые столы для русской пирамиды. Запатентованное новаторство “Президента” — в наличии металлического каркаса, спрятанного в дерево ценных пород. Производственные площади “Старта” давно выросли за пределы маленькой столярной мастерской. Сейчас фабрика арендует около 5000 кв. м у завода “Электросигнал”, включая цеха по дерево- и металлообработке. Этого уже недостаточно — Конищеву и Гибилеву хочется иметь свое, более современное производство. Недавно компания на участке площадью 3,5 га на окраине Новосибирска начала строительство собственной фабрики. Сейчас на фабрике трудятся 300 человек, которые производят до 800 столов в месяц. “Столы — товар сезонный. Пик спроса приходится на период с ноября по июнь, в остальное время продажи снижаются. В мертвый сезон производство может падать до 400 столов в месяц. В ассортименте — 30 моделей и более 150 модификаций столов. Одним из главных своих преимуществ “Старт” считает то, что производит столы для всех видов игры — пирамида, пул, снукер, карамболь. Владельцы “Старта” не любят говорить об оборотах своего бизнеса. Конищев лишь уточняет, что до 80% производства приходится на дешевые и среднеценовые (до $2000). Самая массовая категория — так называемые домашние, самые дешевые, модели, их продается до 300 шт. в месяц. Домашние столы стоят от $100 (модель “настольный” — стол без ножек: просто кладется на ровную поверхность) до $400. Продажи более дорогих моделей, утверждает Конищев, оценить сложнее — спрос менее стабилен: “В один месяц может продаться всего несколько десятков столов в категории от $1000 до $2000, в другой — 200 и более штук”. Продажи же эксклюзивных моделей типа “Президента” единичны — не более пяти столов в месяц. Первый вице-президент Федерации бильярдного спорта России Владимир Никифоров ведущими производителями бильярдов на рынке СНГ называет три компании — две российские (“МБС-спорт” и “Старт”) и одну белорусскую (“Руптур”). По его оценке, объем продаж бильярдных столов в России в 2003 г. составил не менее $60 млн. В дальнейшем он ожидает бурного развития рынка. “Телевидение обратило внимание на этот вид спорта только год назад. Если в [городах] миллионниках бильярд популярен, то в менее крупных городах часто нет специализированных клубов, — говорит он. —Усилия по популяризации бильярда не проходят даром, после каждого крупного соревнования продажи столов и аксессуаров растут”. Конищев и Гибилев не забывают о необходимости популяризации бильярда. Компания поддерживает одну из новосибирских школ бильярда, издает профессиональный журнал “Бильярдный мир” и выступает титульным спонсором большинства российских бильярдных турниров. А в следующем году “Старт” станет партнером Федерации бильярдного спорта России. По условиям соглашения “Старт” предоставит федерации свои столы для проведения турниров. Последнее, правда, не чистая благотворительность — так “Старт” стремится найти новых покупателей. Особенно среди бильярдных клубов, самых привлекательных клиентов. Пока самым крупным клубным клиентом “Старта” стал питерский клуб “Барс”, где установлено 35 столов новосибирской фабрики. |