19.11.2004  Регионы зальют соками

   Председатель правления компании «Вимм-Билль-Данн» Сергей Пластинин объявил о результатах работы в регионах России. Поставки молочной продукции в провинцию увеличились практически вдвое, что же касается сокового направления, то компания назвала лишь долю продукции, которая была реализована в регионах, она составила 61% от общих продаж. Господин Пластинин также заявил, что компания намерена активизировать работу по продвижению соков в регионы, так как от успеха в регионах зависит положение игроков на рынке.
   Конкуренты «Вимм-Билль-Данна» и аналитики согласны с этим утверждением, но обращают внимание на то, что, в отличие от молочного рынка, где «Вимм-Билль-Данн» действительно лидирует, на рынке соков (как на общенациональном, так и на многих региональных) он несколько сдал позиции.
   Выступая на III Международном форуме «Российская пищевая промышленность», Сергей Пластинин сообщил, что в первом полугодии 2004 г. на долю регионов в денежном выражении пришелся 61% от общих продаж компании. Он также отметил, что московский рынок в настоящее время близок к перенасыщению: в Москве в среднем на человека потребляется 37 л в год, в регионах – 12 л, поэтому будущее компаний сейчас зависит от того, кто первым выстроит региональное производство и отношения с потребителями.
   Другие игроки рынка согласны с тем, что развитие компаний сейчас во многом зависит от их положения на региональных рынках, однако о том, кто окажется здесь первым, еще говорить сложно. На молочном рынке пока соревноваться с «Вимм-Билль-Данном» никто не может. «Осталось совсем немного регионов, где бы «Вимм-Билль-Данн» уступал местным производителям, – заявили в Молочном союзе России. – Пожалуй, сейчас такую ситуацию можно наблюдать лишь в Новосибирске и Краснодарском крае. Однако его технологии позволяют ежегодно расширять присутствие на любом рынке, где появляется эта компания».
   Аналитики заявляют, что пару лет назад аналогичная расстановка сил была и на рынке соков, во многих регионах «Вимм-Билль-Данн» был фактически монополистом. По данным исследовательской компании «Бизнес-аналитика», в 2002 г. четыре игрока, контролирующие 90% сокового рынка России, делили его следующим образом: «Вимм-Билль-Данн» – 31,4%, «Мултон» – 22,0%, «Лебедянский» – 22,0%, ГК «Нидан» – 1,1%. Однако, по данным той же «Бизнес-аналитики», на 1 июля 2004 г. ситуация несколько изменилась. Так, «Лебедянский» занял 26,3% рынка, «Мултон» – 25,8%, «ВБД» – 22,1%, ГК «Нидан» – 16,8%.
   Планы по завоеванию регионов вынашивает не только «Вимм-Билль-Данн». «То, что позиции на региональных рынках будут в очень большой степени определять общие результаты соковых производителей, для нас было очевидно уже несколько лет назад, – заявил директор по связям с общественностью компании «Мултон» Сергей Лавриненко. – Именно поэтому еще в 2001–2002 гг. мы завершили формирование нашей региональной структуры продаж и логистики, которая сейчас и демонстрирует свою эффективность». По словам господина Лавриненко, эта структура устроена следующим образом: в Москве и Петербурге действуют торговые дома компании «Мултон», еще в 9 крупнейших центрах от Владивостока до Ростова-на-Дону – их филиалы. Большая часть прямых продаж «Мултона» в национальном масштабе приходится на их партнеров-дилеров. Сама компания взяла на себя прямые продажи только на крупнейших рынках, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и ряд других крупнейших городов.
   Открытие собственных офисов в регионах, занимающихся системой прямых продаж, производители соков считают основной причиной своего успеха. По словам PR-директора компании «Лебедянский» Александра Костикова, их компания считает целесообразным развивать сеть офисов не только в крупных городах, но и по всей России. Помимо офисов прямых продаж фактором, способствующим завоеванию региональных рынков, является ценовая политика.
   «Исходя из соображений, что основной рост объема продаж может быть получен за счет новых потребителей, а основная их масса по-прежнему сосредоточена в российских регионах, можно сказать, что растет и будет расти, в первую очередь, сегмент Low Middle, – заявил руководитель отдела маркетинга и рекламы бизнес направления ГК «Нидан» Аркадий Курин. – Региональные потребители в основном покупают, выбирая по цене. А это значит, что основная борьба в регионах идет среди недорогих соков. Таким образом, скопив силы и резервы на рынках Москвы и Питера, основные производители разворачивают борьбу на рынках регионов, что уменьшает доли местных игроков, так как силы и резервы несопоставимы».
   Конкуренты «Вимм-Билль-Данна» уже сумели завоевать рынки многих крупных городов. Между тем аналитики заявляют, что увеличение доли рынка за счет завоевания регионов не может продолжаться долго. «В прошлом году объем рынка соков составил 1 млрд 800 млн л, – заявил президент Российского союза производителей соков Валерий Остапец. – И хотя в этом году ожидается увеличение его объема, оно будет гораздо меньшим по сравнению с показателями прошлых лет».
   Независимые аналитики подтверждают, что компаниям вскоре некуда будет наращивать объемы производства. «В 2004 г. объем рынка соков вырастет по сравнению с 2003 г. на 23%, – заявила старший аналитик ИФК «Метрополь» Наталья Мильчакова. – А с 2004 по 2010 гг. средний ежегодный прирост рынка составит 8%, причем, по нашим расчетам, в 2010 г. он будет равен всего лишь 6%. Конкуренция резко усилится, и на первый план борьбы за потребителя выйдут маркетинговые ходы такие, например, как внешний вид продукта».