19.11.2004  Centrum Group будет учить россиян делать покупки в своих гипермаркетах

   На российском рынке девелопмента появился новый игрок. Шведский концерн Centrum Group ведет работу над проектом развития сети торговых центров "Центрум парк" в российских регионах. За 3-5 лет компания намерена построить в российских регионах 5-7 торговых центров, два из которых будут возведены в Москве и Санкт-Петербурге. Все центры, площадью от 30 до 50 тысяч кв. метров, будут идти под единой концепцией одноуровневого гипермаркета, в котором расположатся около ста магазинов, кафе и ресторанов.
   Компания уже подписала договор с администрацией Калужской области о строительстве торгового центра "Центрум парк Калуга". Начало строительства запланировано на лето 2005 года. Его стоимость оценивается в 44 млн. долларов. Примерно в такую же сумму обойдется шведам и возведение "под ключ" и остальных объектов сети. Общий объем инвестиций в проект может составить 300-350 млн. долларов.
   Шведский Centrum Group не новичок на российском рынке девелопмента. Компания уже принимала участие в разработке нескольких торговых центров в Москве, самый известный из которых "Мега 1". Однако свое решение вкладываться в строительство и развитие торговых центров под собственным брендом компания до сих пор не озвучивала. "Мы тщательно изучали российский рынок девелопмента, - говорит исполняющая обязанности управляющего шведской компании "Центрум Утвеклинг" Ольга Галкина. - В плане инвестиций региональные рынки стали для нас особенно привлекательными, поскольку в регионах практически отсутствует конкуренция". Инвестиции компания намеревается "отбить" уже через 4 года после окончания строительства.
   Несмотря на то что концерн является довольно крупным игроком европейского рынка девелопмента, реализовавшим в Европе около 400 проектов в области торговой недвижимости, участники российского рынка скептически относятся к новому проекту Centrum Group. "Это весьма масштабные инвестиции для городка с населением 300 тысяч человек и с розничным оборотом, едва ли превышающим 600 млн. долларов, - комментирует ситуацию источник в компании IKEA. - Возможно, компания надеется "отбить" деньги за счет финансового участия в проекте крупных международных ритейлоров, являющихся постоянными арендаторами Centrum Group. Но "затащить" их в депрессивные российские регионы можно будет только при условии сверхнизких арендных ставок. Даже в этом случае прогнозировать возврат инвестиций можно лишь спустя 8-10 лет. Дело в том, что даже в финансово благополучной Москве, где уровень жизни населения довольно высок, девелоперам удается выходить на прибыль только спустя 6-8 лет". Даже IKEA, вышедшая на российский рынок в 2000 году, до сих пор работает себе в убыток. Ей потребуется еще минимум два года, чтобы покрыть свои инвестиции, которые составили около 400 млн. долларов.
   "Цели, поставленные Centrum Group, амбициозны, но я бы не сказала, что они не выполнимы, - говорит Наталья Одинцова, аналитик ИК "Проспект". - Торговые центры сегодня в регионах востребованы и в целом являются прибыльным бизнесом. Но сумеет ли компания за четыре года окупить вложенные средства - вопрос спорный".