12.11.2004 Как попасть в переплет Динамика развития книжного рынка в России свидетельствует: спрос постоянно растет. Общий розничный оборот в отрасли составляет 1,5 млрд. долларов в год. Вместе с тем почти все издательства жалуются на недостаток авторов. Хорошее соотношение прибыльности книги и ее художественных достоинств – сегодня большая редкость. Так что тем, кому есть что сказать читателям, самое время попытать счастья. В России, уверяют психологи, едва ли не каждый третий считает себя способным на создание если не романа, то приличной повести, и каждый десятый написал хотя бы абзац своего первого рассказа или начальные строчки стихотворения. При этом едва ли не все они убеждены, что опубликовать свои опусы никогда не смогут из-за того, что глупый издатель не оценит их таланта. По данным Российской книжной палаты, отрасль близка к установлению рекорда: к концу года будет выпущено около 87 тыс. названий книг. Их совокупный тираж превысит 700 млн. экземпляров. Подобное случалось последний раз в середине 70-х годов прошлого века. На Москву и Санкт-Петербург приходится около 80% всех издательств страны, причем многие из них имеют свои представительства в крупных городах России. Всего же в стране работают около 30 топ-издательств, занимающихся выпуском книг, брошюр, учебников и специализированной литературы. Именно эта тридцатка и формирует большую часть книжного рынка. Самые популярные на нем, естественно, детективы. По данным ООО «Топ-книга», в первую неделю ноября этого года лучше всего раскупали детектив Дарьи Донцовой «Рыбка по имени «Зайка». На втором месте оказалась серия приключений Тани Гроттер, на третьем – «Кладбищенские истории» Бориса Акунина. Затем идут билеты для подготовки к экзамену на водительские права. А еще очень хорошо продавались книги по психологии из серии «Помоги себе сам», орфографический словарь Ожегова и учебник английского языка для инженеров. Гонорары авторов детективов и другой популярной литературы обычно не разглашаются. Тем не менее известны несколько механизмов расчета с авторами. По договору royalty гонорары высчитываются как процент от определенной суммы. Это может быть 10% от оптовой цены книги или 5% от розничной. Бывает, что гонорар фиксируется не в процентах, а сразу в деньгах: например, 10 центов за каждый экземпляр проданной оптовикам книги. Получается, что при тираже в 50–70 тыс. экземпляров автор может рассчитывать на 5–7 тыс. долларов. При допечатке тиража гонорар обычно оговаривается отдельно и составляет около 5 центов за проданную книгу. Другая методика расчета предусматривает единовременный платеж. Можно составить договор, предусматривающий оба варианта выплат. Однако при этом у издательств существует масса способов обмануть авторов. Например, поскольку общей системы учета тиражей нет, книга может расходиться «на ура», а издатель будет пожимать плечами и уверять писателя, что «ничего не продается». Однако, как уверяют сами издатели, сейчас стало выгоднее платить все и сразу, чем потом делать это по суду. Средний заработок среднего писателя-профессионала колеблется в пределах 3–5 тыс. долларов за книгу: в зависимости от тиража, количества авторских листов и оформления. На фоне рекордных суммарных тиражей число желающих опубликовать свои «нетленки» не только не уменьшается, но и постоянно растет. Издатели же жалуются, что им не хватает авторов. В редакции звонят, присылают письма, приходят лично, но примерно 90% всех обратившихся получают отказ. Труд писателей оценивается издателями по двум параметрам: художественные достоинства книги и ее коммерческий успех. Вопреки распространенному мнению, в коммерческих издательствах не принимаются в расчет ни личные связи автора, ни его положение в обществе, ни иные достоинства, не имеющие отношения к писательской деятельности. У издательств, специализирующихся на художественной литературе, есть еще одно специфическое требование: автор должен писать много. Роман может быть просто замечательный, но его вряд ли опубликуют, если он один. Если издатель решил выплатить гонорар, взялся за раскрутку книги, он должен быть уверен, что автор будет радовать его новым творением по крайней мере раз в три месяца. А это не так просто. Средний объем книги – 12–25 авторских листов. Каждый авторский лист – это 40 тыс. знаков с пробелами, или 24 машинописные страницы. Ознакомившись с теорией, можно переходить к практическим занятиям. О многочисленных самиздатах в Интернете нужно забыть сразу и навсегда. Редакторы очень редко используют эти сайты для поиска новых авторов. У них, как правило, на три месяца вперед припасено текстов тех авторов, у кого хватило ума прислать свои работы в издательство. Так что на первых порах используйте Интернет по его прямому назначению – для поиска информации. Сначала нужно найти подходящее вам по тематике издательство. Одни специализируются на детективах и фантастике, другие отдают предпочтение любовным романам и небольшим рассказам, третьих интересует история, четвертых – мистика. Если на сайте издательства нет ссылок «сотрудничество с авторами», в которых указаны электронные адреса для отправки текстов, придется связываться с издательством по телефону. Никогда не высылайте ваш текст целиком. Не исключено, что его потом можно будет увидеть на книжном прилавке под другим названием и... под чужой фамилией. Как правило, издательству вполне достаточно знать название книги, ее краткое содержание, первые три главы, а также контактный телефон автора, его адрес и e-mail. Не надейтесь на скорый ответ. Минимальный срок рассмотрения издательствами текста – 3–4 месяца, а то и год. Разумно будет разослать свои творения сразу по нескольким адресам. И не стесняйтесь периодически звонить и узнавать, к какому именно редактору попал ваш текст и на какой стадии идет работа над ним. Если все издательства вам отказали, а книжку напечатать очень хочется, выход есть – сделать это на свои деньги. На таких «самиздатах» издательства делают неплохой бизнес. Правда, заплатить придется не только за типографские услуги, но и редактору, который будет вычитывать текст, и корректору. Не очень толстую брошюру тиражом в 1 тыс. экземпляров в журнальном формате можно издать приблизительно за 2 тыс. долларов. Тот же тираж книжки из 11 авторских листов в мягкой обложке карманного формата обойдется в 4–6 тыс. «зеленых». Твердая обложка будет в полтора раза дороже. Издатель порой допускает, что он ошибся в оценке, а книга вдруг возьмет да и «пойдет». В этом случае часть расходов он может взять на себя. Если тираж расходится, издатель компенсирует свои затраты, а вы заключаете новый договор. Если нет, вам возвращают ваш тираж для реализации. Вариантов с участием вашего капитала в издании книги может быть масса. Однако все они, как правило, проигрышные. И дело тут не в том, что книги плохие. На сегодняшний день в России работают порядка 500 сетевых и около 2000 независимых магазинов. Нужно еще как минимум столько же, чтобы все уже выпущенные книги попадали на прилавок. Сейчас в магазины доходит лишь каждая пятая–шестая книга. Впрочем, кто сказал, что именно ваше творение не попадет в их число? |