12.11.2004 Продавцы бытовых удобств Жизнь современного человека невозможно представить без холодильника, газовой плиты или стиральной машины. Поэтому бытовая техника и электроника пользуются постоянным спросом: по данным экспертов, этот рынок в России растет на 25-30% в год. В 2003 году его объем составил, по различным оценкам, от 5,5 до 8 млрд. долларов. При этом 65% россиян отдают предпочтение специализированным магазинам электроники и бытовой техники. Спрос на бытовую технику и электронику у россиян увеличивается с каждым годом: по данным Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), рост составляет от 25 до 30% в год. Больше всего покупаются мобильные телефоны, на втором месте по популярности - крупная бытовая техника. В 2003 году объем российского рынка электроники и бытовой техники составил, по различным оценкам, от 5,5 до 8 млрд. долларов. Объем рынка Московского региона оценивается в 1,2--1,9 млрд. долларов. На нем лидируют специализированные сетевые магазины, занимающиеся продажей электроники и бытовой техники (их доля в прошлом году составила 64%). С ними конкурируют рынки (22%). На третьем месте по продажам - отдельные магазины, их доля составляет приблизительно 10%. На счету крупных гипермаркетов ('Ашан', «Мосмарт», 'Meтрo') - 5-7% продаж, около 2-3% рынка приходится на интернет-магазины. «Рынки продолжают вполне успешно конкурировать с сетями, поскольку у покупателей сложилось устойчивое представление о том, что на рынках цены ниже. На деле же по некоторым категориям товаров цены на открытых рынках превышают сетевые», - считает Юлия Гиряева, менеджер-консультант по работе с клиентами компании «ГфК Русь». По ее словам, в настоящее время сокращается доля отдельных магазинов, которые не выдерживают конкуренции с сетями. «Что касается крупных гипермаркетов, то они увеличивают продажи за счет продвижения новых групп товаров, главным образом мелкой бытовой техники», - сообщила Юлия Гиряева. Ее оценку разделяет Юрий Данилюк, директор по продажам компании Verysell-6: «В Московском регионе открытые рынки и розничные сети жестко конкурируют друг с другом, они давно оставили за бортом отдельные магазины. Сети постоянно борются за снижение цен и расширение ассортимента, а рынки в свою очередь пытаются поднять уровень предоставляемого клиентам сервиса. Они организовывают автостоянки и доставку. Сегодня можно констатировать, что цены в супермаркетах на отдельные товары бывают даже ниже рыночных, а уровень сервиса на рынках не уступает супермаркетам». «Преимущества сетей - различные сервисы и более цивилизованные условия торговли. Поскольку российский покупатель становится более цивилизованным, то такие форматы ему ближе, - объяснила Елена Мулова, директор по связям с общественностью РАТЭК. - С другой стороны, рынки также вынуждены становиться более цивилизованными. Думаю, в перспективе они перейдут в формат торговых центров». Эксперты сходятся во мнении, что о московском рынке можно говорить как о сложившемся. «Однако никто не сможет вытеснить нового игрока, если тот предложит лучшие цены и качество обслуживания», - считает Юрий Данилюк. |