12.11.2004  По мнению участников рынка, поправки ФАС, запрещающие рекламу алкоголя и табака под видом других товаров, неосуществимы на практике

   Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев заявил в среду, что поправки к рекламному законодательству, запрещающие продвижение алкоголя и табачных изделий под видом других товаров, поступят в Госдуму уже в марте следующего года. Участники рынка полагают, что применение этих поправок на практике будет затруднено, поскольку они вступят в противоречие с другими законами.
   «Они (поправки) предусматривают, что если товарный знак «заигран» на использовании бренда, связанного с алкоголем и табаком, то этот или похожий на него бренд не может быть задействован в рекламе других товаров», – пояснил глава ФАС.
   Депутаты с воодушевлением восприняли такую законодательную инициативу. «Перспективы у этого закона благоприятные, думаю, что Дума его одобрит в трех чтениях уже к концу весенней сессии», – заявил председатель комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов. По его словам, эти меры нужные, и общество с одобрением их примет, если, конечно, законодатели разъяснят суть готовящегося закона.
   Пока же чиновники не спешат озвучивать его детали. «Эта концепция находится на утверждении в правительстве, нам надо согласовать еще ряд моментов», – рассказал замглавы ФАС Андрей Кашеваров. Тем не менее даже на уровне идеи озвученный подход одобряется экспертным сообществом.
   Так, в Конфедерации обществ потребителей (КонфОп) считают, что принимать такой закон необходимо. Как заявил эксперт КонфОп Олег Комаровский, завуалированная реклама – это прежде всего обман покупателя. «Например, консервированный перец, который рекламируется под маркой Nemiroff, вы встретите в магазинах редко, потому что эта компания производит в основном водку и через рекламу другого продукта провоцирует ее покупать», – привел пример специалист. То же самое с брендом «Флагман», под которым рекламируются конфеты и слабоалкогольная продукция, а на самом деле прилавки магазинов завалены водкой с таким названием.
   Производители алкогольной и табачной продукции скептически относятся к задумке ФАС, считая, что с применением закона возникнут проблемы. Как пояснил председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин, принятие таких поправок вызовет запрет всей рекламы. «Они вторгнутся в сферу закона «О товарных знаках», – считает г-н Шапкин.
   А это означает, по его мнению, что многие компании будут вынуждены сменить свои названия. Например, если в природе есть водка «Столичная», то банка с названием «Столичный» не должно быть. «В алкогольной отрасли количество зарегистрированных знаков – это половина словаря Даля, одной только водки – 5 тыс. наименований. Если новый закон вступит в силу, то, например, станцию метро «Таганская» придется переименовать, потому что есть вино под практически таким же названием – «Таганское», - полагает Павел Шапкин.