10.11.2004  Новый имидж для токаря

   По данным рекрутеров, специалистам с институтскими дипломами намного сложнее найти работу, чем выпускникам профтехучилищ. Уже несколько лет, как на рынке труда сложилась парадоксальная ситуация: на каждую вакансию, предполагающую наличие высшего образования, у работодателя есть как минимум три кандидата, но найти несколько квалифицированных слесарей и токарей практически невозможно. Дефицит рабочих вынуждает промышленников самим заняться развитием профтехобразования.
   Некоторые кадровики уверяют, что для предприятий, расположенных в крупных городах, им уже не раз приходилось переманивать с одного предприятия на другое целые цеха. “Инженера-электрика искать так же сложно, как и менеджера среднего звена редкой квалификации”, — признается директор московского отделения Kelly Commercial (рекрутинговая компания Kelly Services) Наталья Долженкова. По ее словам, сейчас не каждый рекрутер возьмется найти 15 механиков за месяц.
   “Ситуация с рабочими катастрофическая, — вторит рекрутерам начальник управления кадров Челябинского тракторного завода Валерий Бутаков. — Мы сейчас готовы принять на работу несколько сотен токарей, механиков, фрезеровщиков с минимальной зарплатой 6000-12 000 руб., но такого количества рабочих на бирже труда нет”. Когда в конце 90-х гг. шли массовые закрытия производств, училища также сократили учебные группы, и в итоге, по словам Бутакова, проблема нехватки квалифицированных рабочих стала для промышленников основной. Например, в Челябинске осталось только два ПТУ, где учат токарному делу, в некоторых городах бывает еще хуже.
   Когда в 2002 г. на Златоустовском металлургическом заводе в несколько раз увеличили зарплату, чтобы заинтересовать молодежь, оказалось, что нужных специалистов уже нет из-за перепрофилирования городского металлургического колледжа, который традиционно готовил специалистов для предприятия. Пока градообразующее предприятие испытывало кризис, учебное заведение стало обучать парикмахеров и автослесарей.
   “В ПТУ пойдешь!” — эта угроза была самым действенным рычагом школы при конфликтах с учениками. Попадание в ПТУ в лучшем случае означало перспективу всю жизнь заниматься черной малооплачиваемой работой. Ситуация изменилась — в базах рекрутеров полно вакансий для рабочих со ставкой не ниже 17 000-20 000 руб. Но это уже не спасает промышленников, и им приходится прикладывать дополнительные усилия, чтобы подготовить себе нужных специалистов.
   Администрация Златоустовского металлургического завода договорилась с местным колледжем о возобновлении обучения по специальностям, полностью взяв на себя затраты по разработке учебной программы, зарплату педагогов и стипендии учащимся. Но, как признается начальник пресс-службы ЗМЗ Юлия Бобылева, первую группу учащихся все равно пришлось собирать. Правда, она уверена, что “в следующем году, наверное, уже придется проводить конкурс”.
   По схожей схеме сотрудничает Ульяновский автозавод (УАЗ) со своим бывшим техническим лицеем. Ученики проходят на УАЗе практику во время которой получают зарплату. Договор предусматривает право корректировать учебную политику лицея исходя из потребностей предприятия. “Эффективнее и дешевле с самого начала обеспечить правильное обучение будущих работников, чем потом тратить время и ресурсы на переподготовку уже работающих кадров”, — говорит Зоя Каика, директор по связям с общественностью компании “Северсталь-Авто” (владеет УАЗом).
   То, что профессиональное образование должно иметь своего потребителя и готовить кадры для конкретного предприятия, было понятно уже давно. Начальник управления учреждений образования федерального агентства по образованию Евгений Бутко говорит, что с 1994 г. чиновники трижды пытались согласовывать образовательные программы по каждой специальности с предприятиями, но всегда получали абсолютно разные замечания. “Это неудивительно, у каждого свое оборудование, свои условия труда, и выпускников профессиональных училищ (ПУ) приходилось доучивать на местах”, — поясняет он.
   Проблему осознают и сами руководители профтехучилищ. “Сейчас мы учим ребят на таких станках, которые на соседних лесопилках списали еще лет 20 назад, — признается директор Пищальского лесотехнического техникума (Кировская область) Валентина Покалева. — Фактически мы не обучаем ребят, а занимаемся их свободным временем, чтобы на улице не болтались”.
   С 1 января 2005 г. учреждения начального и среднего профессионального образования (техникумы, профтехучилища, лицеи) будут финансироваться не из федерального, а из региональных бюджетов. По словам Бутко, это поможет сделать обучение более ориентированным на потребности регионов и обучать только тех специалистов, которые наиболее необходимы.
   Бывшее базовое профтехучилище Красноярского комбайнового завода закрылось еще в середине 90-х гг. Но руководство предприятия узнало об этом только в октябре этого года, когда решило создать базу для подготовки и переподготовки рабочих на базе ПУ. На прошлой неделе сотрудники отдела кадров объехали 10 ПУ Красноярска, из которых только восемь согласились сотрудничать. С подобной проблемой столкнулись и на Котласском ЦБК. Бывшее ПТУ предприятия переориентировалось на другие специальности, поэтому предприятию пришлось налаживать отношения с лесотехническим училищем в соседнем Красноборске. “Мы перевезли туда старое оборудование, выплачиваем стипендии ученикам и доплаты педагогам, что позволило переманить педагогов из Котласа, — рассказывает сотрудник отдела по работе с персоналом "Илим Палпа" Татьяна Бомзякова. — Это взаимовыгодное сотрудничество, мы разработали учебный план под ЦБК. В прошлом году нам были нужны стропальщики, и училище открыло набор на эту специальность, а взамен они имеют хорошую материальную базу и 100%-ное трудоустройство выпускников”.
   Некоторые предприятия вкладывают средства в учеников ПУ с опаской. После окончания ПТУ часть выпускников уходит в армию, а по возвращении могут уехать в другой город, отмечает Бобылева из ЗМЗ. Именно поэтому Авиационное производственное объединение имени Ю. А. Гагарина (КнААПО) из Комсомольска-на-Амуре помимо поддержки ПУ и выплаты допзарплат педагогам уделяет внимание выпускникам, которые служат в армии. Для них бронируются места на производстве, коллеги по цеху пишут открытки, а сотрудники завода отправляют проходящему службу в армии продуктовые посылки и навещают несколько раз за время службы, если она проходит в Амурской области или соседних регионах. “Мы вложили в этого человека столько времени, сил и денег, что не можем за эти два года сделать вид, что незнакомы, — говорит заместитель генерального директора объединения по управлению персоналом Евгений Сидюркин. — По сравнению с общими расходами на обучение это копейки, но действует очень хорошо. Часто после армии на производство возвращается не только подопечный, но и его сослуживцы, которые были тронуты нашим вниманием”.
   Квалифицированные рабочие нужны не только производству. В прошлом году с ПУ стали сотрудничать и торговые сети. В “Седьмом континенте” выпускники торговых училищ проходят практику, а лучшие из них остаются работать в сети. Но пока большинство новых сотрудников приходится обучать с нуля в корпоративном центре обучения, где продавцы также повышают квалификацию.