10.11.2004 Предложение РЖД о снижении тарифов может поспособствовать развитию конкуренции на товарных рынках ОАО “Российские железные дороги” хочет частично освободиться от государственного регулирования тарифов. Госмонополия страдает от конкуренции частных грузовых перевозчиков, и для повышения своей доли на рынке, в тех случаях когда эта доля ниже 35%, ей нужно получить право оперативно снижать свои тарифы. Речь может идти, в частности, о транспортировке нефти, химических материалов и контейнеров. При этом госкомпания покушается только на так называемую “вагонную” составляющую тарифа, а “инфраструктурная” по-прежнему будет регулироваться государством. Авторы идеи ссылаются на опыт передовых “железнодорожных держав” — США, Канады и стран Западной Европы, где государство давно отказалось от жесткого регулирования грузовых тарифов везде, где есть здоровая конкуренция. Судя по всему, ОАО “РЖД” действительно оказалось в довольно неловком положении. В отличие от конкурентов компания не может регулировать цены на свои услуги, например, в период навигации, чтобы возить грузы параллельно водным путям. И ее требование отпустить тарифы звучит вполне разумно. Тем более что количество выданных лицензий на грузовые перевозки, как и число желающих их получить, стабильно растет: уже сейчас РЖД сотрудничает с 72 частными операторами. Транспортные компании с собственным вагонным парком есть у “ЮКОСа”, “ЛУКОЙЛа”, “Северстали”, “Евразхолдинга”, “Металлоинвеста”, НЛМК, “Русала”, “Уралкалия”, “Сильвинита”, группы “Альянс” и многих других участников рынка. В собственных вагонах возят теперь даже пиво “Балтика” и “Красный Восток”. Какие бы низкие тарифы ни установила РЖД, они вряд ли смогут конкурировать с тарифами, по которым операторские компании оказывают услуги собственному холдингу. Поэтому частные перевозчики от инициативы РЖД, скорее всего, не пострадают. Другое дело, что от снижения тарифов выиграют как раз те грузоотправители, которые не в состоянии содержать собственный вагонный парк и поэтому вынуждены закладывать высокие транспортные расходы в цену собственной продукции. Так что предложение монополии может поспособствовать развитию конкуренции на товарных рынках. |