09.11.2004  Санкт-Петербург: арендаторы выстроились в очередь

   Холдингу “Адамант” понадобилось 12 лет, для того чтобы пройти путь от одного магазина сантехники и светильников до сети из 11 торговых комплексов. Сейчас холдинг — один из крупнейших девелоперов на рынке торговой недвижимости Петербурга. Участники рынка часто критикуют компанию за неразборчивость в выборе арендаторов — в одном торговом центре могут находиться и известный магазин, и точка по торговле китайским ширпотребом. В ответ президент и соучредитель холдинга “Адамант” Игорь Лейтис говорит, что если средний срок окупаемости торговых центров в Петербурге 7-8 лет, то его объекты начинают приносить прибыль уже через три года.
   “Примерно с 1995 и до 2000 г. кроме нас никто не строил крупных торговых комплексов [в Петербурге]. Заявки на строительство торговых центров в администрацию подавали буквально единицы инвесторов, - говорит Игорь Лейтис. - К 2000 г. у нас уже был большой запас [земли], мы активно занимались разработкой участков. И мы всегда старались выполнять свои обещания [по срокам строительства]”.
   Компания всегда предпочитала формат “мелкой нарезки” площадей торговых комплексов, рассчитанный на частных предпринимателей и небрэндованную торговлю. “Когда в 1994 г. мы построили свой первый крупный торговый комплекс — “Балканский”, операторов, которых можно было использовать в качестве якорных арендаторов, еще не было, - рассказывает Игорь Лейтис. - Мы же и были самыми крупными торговцами мебелью, бытовой техникой. Кроме того, арендные ставки при “мелкой нарезке” гораздо выше”.
   Но сейчас, по его словам, “Адамант” строит уже по-другому. В самом большом из наших торговых центров компании - “Меркурии” - арендаторами выступают в основном крупные брэндованные операторы, а площадь секций составляет 2000-3000 кв. м. Мелких секций очень мало.
   Строящийся торговый центр “Казачок” тоже будет работать в новом формате. “Мы ориентируемся на то, чтобы сдать 70% площадей “Казачка” крупным арендаторам, держателям известных брэндов. В дальнейшем все торговые центры мы будем строить уже в новом формате, потому что на 100% удачных мест поблизости от метро в городе практически не осталось”, - говорит Лейтис.
   На решение о смене формата повлиял прежде всего выбор места строительства, пояснил он. “Любой девелопер, прежде чем строить, подумает о месте, месте и еще раз месте. Вторую очередь “Заневского каскада” [у метро “Ладожская”] мы сейчас все равно строим под “мелкую нарезку”. Правда, секции стали чуть крупнее — увеличились с 30-50 кв. м до 70-100 кв. м. Но все равно этот формат окупится, потому что там огромный пассажиропоток. Мало того — у нас очередь стоит из арендаторов, которые готовы переплачивать за аренду в полтора раза больше, лишь бы занять это место”.
   C ростом благосостояния потребителей им захочется более качественной брэндованной торговли, компании придется вкладываться в смену концепции, и перестройку торговых центров, признает Игорь Лейтис. В торговом центре “Балканский” переоборудование уже ведется. “В торговых комплексах, которые построены до 2004 г., думаю, мы не будем менять концепцию еще около двух лет, - говорит Лейтис. - Те, которые строятся сейчас, спокойно смогут работать еще лет пять-шесть. Все зависит от того, насколько будет расти жизненный уровень населения”.
   В 2003 г. “Адамант” получил бывшее здание Варшавского вокзала. “Мы решили сделать из него городской центр развлечений: из 32 000 кв. м около 17 000-18 000 кв. м станет развлекательной зоной с кинотеатром, боулингом, казино, детской игровой зоной. Остальное займут торговые площади,” - сказал И.Лейтис.
   ЗАО “Адамант” основано в 1992 г. До 1994 г. компания развивалась как сеть одноименных магазинов, торгующих сантехникой, кухонной мебелью, бытовой техникой, светильниками и товарами для интерьера.
   В 1994 г. открыла первый собственный торговый центр — “Балканский”. Сейчас компания владеет сетью из 11 торговых комплексов общей площадью около 320 000 кв. м. Компании принадлежит сеть из четырех супермаркетов “Домовой” (товары для дома), восемь магазинов “Адамант” (мебель, сантехника, светильники, предметы интерьера), рестораны “Валхалл” и “Адамант”, клуб “Плаза”, сеть из восьми кондитерских “Онтроме”, два салона красоты “Каприз” и “Кураж”.
   Учредителями ЗАО “Адамант” являются петербургские предприниматели Игорь Лейтис, Михаил Баженов и Евгений Гуревич. Оборот компании около $20 млн в месяц.