04.11.2004 Л.Коржнева: малый бизнес в "непопулярной" сфере бытового обслуживания нужно стимулировать В среду заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы Лариса Коржнева провела пресс-конференцию на тему «Развитие потребительской сферы услуг в Москве. Новации». Она сообщила о том, что департамент готовит материалы на заседание правительства Москвы об исполнении постановлений правительства города и развитии сферы бытового обслуживания в городе Москве до 2008 года. По словам Л.Коржневой, в городе более 6 тысяч предприятий бытового обслуживания, на которых трудится более 70 тысяч человек (из них 96% - частные предприятия, из которых 80% - предприятия малого бизнеса). Она подчеркнула, что за 10 лет экономических реформ самый большой урон понесли предприятия бытового обслуживания. Многие руководители, не владевшие знаниями об экономических законах, не смогли работать в новых условиях, сказала она. Капиталы, вложенные в предприятия бытового обслуживания, возвращаются через 6-7 лет, поэтому предприниматели, не умея вести бизнес, перепродавали помещения приватизированных предприятий после окончания срока по ограничению перепрофилирования. По словам Л.Коржневой, «те, кто сейчас развивает свой бизнес, достаточно грамотно работают и правильно сориентировались». «Ремонт и пошив одежды и обуви, металлоремонт, химчистки, прачечные - это не очень престижный бизнес, поэтому больших инвестиций в эту сферу нет», - сказала она. В тоже время рынок бытового обслуживания в Москве бурно развивается и занимает лидирующее место в России по объему оказанных услуг, но в целом бытовое обслуживание сегодня ориентировано на клиентов с достатком выше среднего уровня. «В городе достаточное количество парикмахерских, прачечных, химчисток, но москвичи с невысоким уровнем доходов просят создания предприятий, оказывающих доступные по стоимости услуги», - сказала она. По мнению Л.Коржневой, снижение цен возможно только при увеличении количества подобных предприятий. Нужно предусмотреть также создание прачечных для молодых семей, а при строительстве жилых домов учитывать возможность размещения мини-прачеченых самообслуживания в подвальных помещениях. Важным направлением работы департамента Л.Коржнева назвала модернизацию производственных процессов в сфере обслуживания. «У нас более 40 предприятий - химчисток, фабрик–прачечных, где технологическое оборудование устарело. Мы поставили перед предпринимателями вопрос о его замене», - сказала она. Но они должны иметь возможность, считает руководитель департамента, взять долгосрочный кредит, приобрести оборудование в лизинг. По словам Л.Коржневой, современная техника, используемая, например, в прачечных, позволяет более экономно расходовать воду. Среди новаций потребительского рынка города Л.Коржнева назвала начало первого этапа строительства кладбища для животных в Куркино и в районе Косино-Ухтомский. «Этот вид услуг создан по просьбе населения. Мы развиваем его вместе с предпринимателями», - сказала она. Л.Коржнева заметила, что в СВАО и ЦАО успешно работают клининговые компании, их опыт показывает, что такой бизнес также перспективен. Среди проблем развития малого бизнеса в сфере бытового обслуживания она назвала отсутствие профессиональных кадров. По результатам опроса Института социальных технологий, который проводился по инициативе департамента среди горожан, ни один человек не выразил желание работать на предприятиях сферы услуг, отметила Л.Коржнева. «Например, москвичи просят открыть ателье по пошиву меховых и кожаных изделий, а в этом году мы не выпустили ни одного скорняка», - сообщила она. Чтобы стимулировать работу малого бизнеса "в столь непопулярной сфере деятельности", по мнению Л.Коржневой, необходимо принять дополнительные меры. Льготное кредитование для предпринимателей, развитие лизинга, франчайзинга – основные направления работы, которые будут этому способствовать, сказала она в заключение. |